Контрольная работа по «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание

В общественной жизни государства всегда возникают нетрадиционные или неординарные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут обеспечить устойчивость и динамичность развития управленческих отношений в различных сферах и областях государственной и общественной жизни. Особо это касается развития негативных явлений, например, обострения межнациональных вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовых заболеваний населения или животных, когда действующим административным законодательством эти общественные отношение не могут быть урегулированы и стабилизированы.

Содержание

Понятие административно-правового режима…………………3-5стр
Режим чрезвычайного положения………………………………5-7стр
Режим особого и военного положения. Режим секретности…..7-12стр
Список используемой литературы……………………………….13стр

Работа состоит из  1 файл

контрольная АП.docx

— 35.18 Кб (Скачать документ)

    В условиях чрезвычайного положения  Законом предусматривается также  ограничение права граждан Республики Беларусь на участие в выборах  и референдуме. 
 

    1. Режим особого и военного положения. Режим  секретности.
 

    Режим военного положения. Правовую основу военного положения составляют Конституция и Закон Республики Беларусь «О военном положении». Закон дает такое определение понятию «военное положение» - это особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы Республике Беларусь или нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы Республике Беларусь или отражения нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей.

    Целью введения военного положения является создание необходимых условий для  устранения военной угрозы или отражения  нападения. Основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь являются военная угроза или  нападение.

    В перечень норм и правил административно-правового  характера входят нормы закона, определяющие порядок нахождения, передвижения, пребывания на территории Республики Беларусь, проведения массовых мероприятий. Так, на основании указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения в этот период применяются  следующие меры:

  1. Ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  2. Временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;
  3. Ограничения на свободу передвижения по территории Республики Беларусь, а также введение особого режима въезда на территорию Республики Беларусь и выезда из неё, включая установление ограничений на въезд на территорию Республики Беларусь и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  4. Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий;
  5. Запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
  6. Запрещение проведения забастовок или приостановление их, но не более чем на трехмесячный срок;
  7. Ограничение движение транспортных средств и осуществление их досмотра, а при необходимости – задержания;
  8. Введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан;
  9. Проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, осмотр жилых и других помещений;
  10. Задержание граждан при нарушении ими режима военного положения на срок не более трех суток и др.
 

    Режим особого положения. «Особое положение» — это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограничений уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.

    Чрезвычайная  ситуация, дающая основание установить особое положение (ОП), как правило, характеризуется потенциальной  угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной  деятельности, невозможностью органов  государственной власти и управления нормально выполнять свои функции  без расширения их административно-властных полномочий.

    Законодатель  не определяет точного перечня мер, которые могут быть использованы при возникновении особых условий, ограничиваясь формулировками: «осуществление неотложных мер», «особые меры, связанные со спасением жизни людей...» и т. п.

    Например, в случае опасности распространения  инфекционных заболеваний людей на отдельной территории или в населенных пунктах правительство или местная администрация могут вводить особые условия хозяйствования и режимы жизни населения. Или в случае объявления участка территории зоной экологического бедствия на ней прекращается деятельность хозяйствующих субъектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция  хозяйствующих объектов, существенно  ограничиваются все виды природопользования. В условиях особого положения применяются также следующие меры:

    — установление особого режима въезда и выезда граждан, а также ограничение  свободы передвижения;

    — ограничение движения транспортных средств и других материально-технических ресурсов хозяйствующих субъектов.

    В особых условиях необходимо создать  специальный организационно-управленческий механизм — временные структурные единицы с компетенцией, позволяющей им решать задачи надведомственного характера.

    Меры, используемые органами исполнительной власти в особых условиях для ликвидации экстремальной ситуации, могут быть подразделены на административно-правовые и организационно-технические. К последним относятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, противоэпидемические, противопаводковые, противопожарные, инженерно-технические и др. мероприятия.

    Режим секретности (Государственная  тайна). Государственные секреты – сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

    Иными словами, режимом секретности являются защищаемые государством сведения в области военной, экономической, внешнеэкономической, разведывательной и другой деятельности, разглашение которых может нанести существенный вред безопасности Республики Беларусь.

    Признаки  государственной  тайны:

    - важнейшие сведения в любой  сфере государственной деятельности;

    - разглашение сведений (тайны) причиняет  существенный ущерб или наносит  вред государству;

    - сведения, составляющие государственную  тайну, закрепляются законом;

    - государственная тайна охраняется  соответствующими статьями Уголовного  кодекса Республики Беларусь;

    - режим государственной тайны  обеспечивается специальным государственным  органом управления – Комитетом  государственной безопасности Республики  Беларусь;

    - режим государственной тайны  распространяется на лиц, которые  обладают сведениями, составляющими  государственную тайну, и имеют  отношение к ее охране (защите).

    Республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению  сведений к государственным секретам и их защите, на основании Перечня  сведений, составляющих государственную  тайну Республики Беларусь, утвержденного Президентом Республики Беларусь, составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

    Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются руководителями республиканских  органов государственного управления, иных государственных органов и  организаций, наделенных полномочиями по оттеснению сведений к государственным  секретам и их защите, по согласованию с органами государственной безопасности Республики Беларусь и пересматриваются по мере необходимости, но реже, чем  каждые пять лет.

    Государственные секреты делятся на два вида: государственная  тайна и служебная тайна.

    Государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

    Служебная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

    В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых  для обеспечения их сохранности  и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.

    В соответствии со степенью секретности  сведений, составляющих государственные  секреты, присваиваются соответствующие  грифы секретности:

    - для носителей государственной  тайны – «Особой важности»,  «Совершенно секретно»;

    - для носителей служебной тайны  – «секретно».

    Присвоение  носителями государственных секретов иных грифов запрещается.

    Допуск  физического лица к государственным  секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к  государственным секретам.

    Типовая форма договора о допуске к  государственным секретам и порядок  его заключения определяются Советом  Министров Республики Беларусь.

    Для получения физическим лицом допуска  к государственным секретам необходимо:

  1. Письменное согласие на проведение в отношении его органами государственной безопасности Республики Беларусь проверочных мероприятий, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст.24 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах». При этом срок проведения проверочных мероприятий не должен превышать одного месяца;
  2. Письменное согласие на частичные временные ограничения его прав в соответствии со ст.29 указанного Закона и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед государством;
  3. Ознакомление с актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах;
  4. Принятие обязательства перед государством, по выполнению установленных актами законодательства Республики Беларусь требований в сфере защиты государственных секретов;
  5. Определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций;
  6. Принятие руководителем юридического лица решения о допуске физического лица к государственным секретам.

    В зависимости от степени секретности  сведений, составляющих государственные  секреты, устанавливаются три формы  допуска к государственным секретам, соответствующие степени секретности  этих сведений:

    - форма №1 – форма допуска  к сведениям особой важности  и их носителям;

    - форма №2 – форма допуска  к совершенно секретным сведениям  и их носителям;

    - форма №3 – форма допуска  к секретным сведениям и их  носителям.

    Допуск  к государственным секретам без  оформления допуска предоставляется:

    - Президенту Республики Беларусь  – с момента вступления его  в должность;

    -  Премьер-министру Республики Беларусь  – с момента назначения его  на должность;

    - депутатам Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь, депутатам местных Советов  депутатов, членам Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь – с момента признания  их полномочий;

    - судьям – с момента назначения  их на должность.

    По  истечении полномочий указанных  лиц их доступ к государственным  секретам прекращается.

    Ограничение прав физического лица, имеющего либо имевшего доступ к государственным  секретам, в соответствии с Законом  «О государственных секретах» может  касаться прав:

    - на выезд за границу, если  физическое лицо осведомлено  о сведениях, составляющих государственную  тайну,- до истечения срока, указанного  в договоре о допуске к государственным  секретам;

    - на распространение сведений, составляющих  государственные секреты, и (или)  использование открытий и изобретений,  содержащих такие сведения,- до  рассекречивания этих сведений;

    - на неприкосновенность личной  жизни – до окончания проведения  проверочных мероприятий.

    За  нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах виновные лица несут ответственность  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»