Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей.
1. Административно-правовой статус территориальных органов федеральных министерств и ведомств в Конституциях и устав субъектов Федерации.
2. Охрана государственной границы РФ.
Содержание
1. Административно-правовой
В реальной жизни существует
огромное разнообразие специальных
административно-правовых статусов. Используя
критерий социальной роли индивида, их
можно сгруппировать в
• членов административных коллективов;
• субъектов административной опеки (сирот,
безработных, беженцев и др.);
• жителей территорий с особым административно-правовым
режимом;
• субъектов разрешительной системы (водителей,
лиц, получивших лицензии, допущенных
к государственной тайне и др.);
• государственных служащих;
• лиц, совершивших правонарушения и прежде
всего лиц, совершивших умышленные преступления.
Понятие
«административный коллектив» в юридической
науке не используется. Но оно необходимо.
Уже давно говорят, пишут, используют в
законодательстве понятие «трудовой коллектив»,
под которым понимают и самостоятельный
субъект права, и работников определенной
организации. Во втором случае речь идет
об организованной группе людей, участвующих
своим трудом в деятельности организации.
Отношения членов трудового коллектива
с предприятием (учреждением), его администрацией,
их личные права регулируются трудовым
правом.
Административным
коллективам предлагается именовать личный
состав организации, в которой отношения
ее членов с администрацией (организацией),
их личные права и обязанности регулируются
административным правом. Это органы внутренних
дел, воинские части, военизированные
пожарные части, лечебно-трудовые профилактории,
студенческие коллективы, центры временного
размещения вынужденных переселенцев
и др.
Став добровольно,
по призыву, в результате применения принудительных
мер членом административного коллектива,
гражданин приобретает специальный административно-правовой
статус, комплекс специальных личных прав
и обязанностей (студента, военнослужащего,
профилактируемого). Это особенно наглядно
видно на примере статуса аттестованного
работника милиции. К его личным правам
относятся закрепленные Законом РСФСР
«О милиции» права на судебную защиту
при увольнении (ст. 27), государственное
страхование и возмещение ущерба в случае
гибели или увечья (ст. 29), обеспечение
жилой площадью (ст. 30), дополнительный
оплачиваемый отпуск (ст. 20).
Административное
право регламентирует время труда (учебы)
и отдыха членов административных коллективов,
основания, размеры и порядок оплаты их
труда (выдачи денежного содержания, выплаты
стипендий). Как правило, споры военнослужащих
(сотрудников милиции, студентов и др.)
с администрацией решаются в административном,
а не в судебном порядке и соответствующие
процедуры регулируются административно-правовыми
нормами. В то же время в ряде случаев (оплата
работникам милиции за работу в ночное
время, в выходные и праздничные дни; предоставление
отпусков по беременности; выплата суточных
при командировках и др.) на личные права
членов административных коллективов
прямо или субсидиарно распространяются
нормы трудового права. Дисциплинарные
уставы и иные источники административного
права особо регулируют дисциплинарную
ответственность членов административных
коллективов.
Среди статусов
членов административных коллективов
различаются статусы:
• обучающихся (студентов, аспирантов,
учащихся техникумов и др.);
• милитаризованных служащих (военнослужащих,
сотрудников милиции, военизированных
формирований);
• лиц, свобода которых ограничена в административном
порядке (профилактируемых, несовершеннолетних,
помещенных за правонарушения в специальные
учебные заведения, граждан, находящихся
в центрах временного размещения вынужденных
переселенцев и др.).
Очевидно,
что каждая из этих родовых общностей
состоит из большого числа видов. Так,
различно правовое положение лиц, находящихся
на военной службе в сухопутных войсках,
в военно-морском флоте, во внутренних,
в железнодорожных и иных войсках.
В России
с ее огромными и разнообразными по климату,
состоянию экологии и другим признакам
регионами законодатель выделяет разные
территориальные режимы. Так, трудовое
законодательство особо регулирует трудовые
отношения на крайнем Севере. Но больше
всего существует специальных административно-правовых
режимов территорий. Они могут быть постоянными
(установленными на неопределенное время)
и временными. Среди временных территориальных
режимов различаются режимы военного
и чрезвычайного положения, карантина
и др.
Среди постоянных
административно-правовых режимов территорий
следует, прежде всего, назвать пограничный
режим, режимы закрытых административно-
На таких
территориях постоянные и временные жители
приобретают специальный административно-правовой
статус. Он включает чаще всего особые
правила въезда и выезда в зону, передвижения,
деятельности в ней, осуществления административного
надзора, применения административного
принуждения.
Поскольку
специальные административно-правовые
режимы влияют на общие административно-правовые
статусы граждан, их содержание, основание
и порядок введения регулируются федеральными
законами.
А Президенту, органам государственной
исполнительной власти предоставлено
право при наличии предусмотренных законами
оснований и в предусмотренном законами
порядке определять время, виды ограничений,
вводимых на определенной территории
для определенного круга лиц.
Профессор
А. П. Алехин утверждает: «Наряду с гражданами
РФ, иностранными гражданами и лицами
без гражданства к субъектам административного
права могут быть отнесены физические
лица других категорий»21. Это не точно.
Других категорий индивидуальных субъектов
(«физических лиц», как их называет П. П.
Алехин) нет.
Поэтому
еще раз хочется сказать, что субъекты
общего административно-правового статуса
(граждане) могут одновременно иметь один
или несколько специальных административно-правовых
статусов. Так, гражданин России может
быть сиротой, студентом, жителем пограничной
зоны. Речь идет не об особых категориях
субъектов, которые не являются гражданами,
а о расширении статусов граждан (граждан
России, иностранцев, апатридов).
Устав субъекта РФ (англ. charter of subject of RF) - в РФ основной закон края, области,
Важным элементом
- наличие конституции республики
- области,
- города федерального значения,
- автономной области,
- автономного округа.
Устав служит основным конституционным актом для большой группы субъектов РФ, его иногда называют своего рода конституцией. Но это скорее образное сравнение, поскольку для российской истории акттакого типа имел и имеет самостоятельное значение как в терминологическом, так и в содержательном смысле.
У.с. РФ широко обсуждались населением,
в СМИ, депутатами, учеными и специалистами. Проводились
круглые столы и конференции в Москве
и регионах, готовились научно-практические рекомендации
и варианты примерных уставов. Все это позволило законодательным органам указан
Уставы схожи между собой, поскольку закрепляют одинаковый статус субъектов РФ, и обладают следующими признаками:
а) консолидированное и прямое выражение воли и интересов населения субъекта РФ;
б) первичное и основополагающее закрепление всех элементов статуса субъекта РФ;
в) обеспечение комплексного законодательного регулирования сфер жизнедеятельности субъекта РФ;
г) наивысшая юридическая сила среди законов и иных правовых актов субъекта РФ;
д) конституирующая роль с установлением основных государственных и демократических институтов.
Все уставы исходят из единых принципов: уважения
и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения народовластия и выражения
интересов населения, верховенства права, организаци
Уставы имеют прямое действие на всей территории соответствующего субъекта РФ. В случае противоречия уставу з
У.с. РФ отличаются друг от друга своей структурой и соотношением составных частей, неодинаковой степенью собственно уставного регулирования, содержанием закрепленных в них институтов. Такое разнообразие оправдано, если оно предопределяется спецификой тех или иных субъектов РФ (их устройства, территории, ресурсов, состава населения), и не оправдано, если порождает противоречия с федеральным законодательством. Сказывается неодинаковый уровень юридической проработки отдельных частей уставов и использования достижений юридической науки и обобщенных материалов государственно-правовой практики.
В определении уставного статус
Предусматривается порядок
разрешения споров и юридических коллизий. Обеспечение законности и право
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика
Алтай, Республика Башкортостан, Республика
Бурятия, Республика Дагестан, Республика
Ингушетия, Кабардино-
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный
округ, Ханты-Мансийский автоно
2. Принятие в Российскую
Федерацию и образование в
ее составе нового субъекта
осуществляются в порядке,
Статья 66
1. Статус республики
определяется Конституцией
2. Статус края, области,
города федерального значения, автономной
области, автономного округа
3. По представлению
законодательных и исполнительн
4. Отношения автономных
округов, входящих в состав
края или области, могут
5. Статус субъекта
Российской Федерации может
Статья 67
1. Территория Российской
Федерации включает в себя
территории ее субъектов,
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Статья 68
1. Государственным языком
Российской Федерации на всей
ее территории является
2. Республики вправе
устанавливать свои
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 70
1. Государственные флаг, герб и г
2. Столицей Российской
Федерации является город
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы
федеральных органов
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ
федеральной политики и федеральные
программы в области
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и
международные отношения
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"