Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей.

Содержание

1. Административно-правовой статус территориальных органов федеральных министерств и ведомств в Конституциях и устав субъектов Федерации.
2. Охрана государственной границы РФ.

Работа состоит из  1 файл

административное право.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Административно-правовой статус территориальных органов федеральных министерств и ведомств в Конституциях и устав субъектов Федерации.
  2. Охрана государственной границы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административно-правовой статус  территориальных органов федеральных министерств и ведомств в конституциях и устав субъектов Федерации

 

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных  административно-правовых статусов. Используя  критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько  родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы: 
• членов административных коллективов; 
• субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.); 
• жителей территорий с особым административно-правовым режимом; 
• субъектов разрешительной системы (водителей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне и др.); 
• государственных служащих; 
• лиц, совершивших правонарушения и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления. 
          Понятие «административный коллектив» в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. 
          Административным коллективам предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы, центры временного размещения вынужденных переселенцев и др. 
          Став добровольно, по призыву, в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных личных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РСФСР «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20). 
          Административное право регламентирует время труда (учебы) и отдыха членов административных коллективов, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права. Дисциплинарные уставы и иные источники административного права особо регулируют дисциплинарную ответственность членов административных коллективов. 
          Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы: 
• обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); 
• милитаризованных служащих (военнослужащих, сотрудников милиции, военизированных формирований); 
• лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения, граждан, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и др.). 
          Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, в железнодорожных и иных войсках. 
          В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет разные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, карантина и др. 
          Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует, прежде всего, назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий. 
          На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает чаще всего особые правила въезда и выезда в зону, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения. 
         Поскольку специальные административно-правовые режимы влияют на общие административно-правовые статусы граждан, их содержание, основание и порядок введения регулируются федеральными законами. 
А Президенту, органам государственной исполнительной власти предоставлено право при наличии предусмотренных законами оснований и в предусмотренном законами порядке определять время, виды ограничений, вводимых на определенной территории для определенного круга лиц. 
          Профессор А. П. Алехин утверждает: «Наряду с гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства к субъектам административного права могут быть отнесены физические лица других категорий»21. Это не точно. Других категорий индивидуальных субъектов («физических лиц», как их называет П. П. Алехин) нет. 
          Поэтому еще раз хочется сказать, что субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин России может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан России, иностранцев, апатридов).

Устав субъекта РФ (англ. charter of subject of RF) - в РФ основной закон края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, обеспечивающий комплексное регулирование всех важных сторон статуса субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой в системе его правовых актов.

Важным элементом конституционного статуса субъекта РФ, согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ*, является:

- наличие конституции республики (государства) и устава края, 

- области, 

- города федерального значения,

- автономной области,

- автономного округа. 

Устав служит основным конституционным актом для большой группы субъектов РФ, его иногда называют своего рода конституцией. Но это скорее образное сравнение, поскольку для российской истории акттакого типа имел и имеет самостоятельное значение как в терминологическом, так и в содержательном смысле.

У.с. РФ широко обсуждались населением, в СМИ, депутатами, учеными и специалистами. Проводились круглые столы и конференции в Москве и регионах, готовились научно-практические рекомендации и варианты примерных уставов. Все это позволило законодательным органам указанных субъектов РФ принять уставы. В некоторые из них вносились изменения и дополнения.

Уставы схожи между собой, поскольку закрепляют одинаковый статус субъектов РФ, и обладают следующими признаками:

а) консолидированное и прямое выражение  воли и интересов населения субъекта РФ;

б) первичное и основополагающее закрепление всех элементов статуса субъекта РФ;

в) обеспечение комплексного законодательного регулирования сфер жизнедеятельности субъекта РФ;

г) наивысшая юридическая сила среди законов и иных правовых актов субъекта РФ;

         д) конституирующая роль с установлением основных государственных и демократических институтов.

Все уставы исходят из единых принципов: уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения народовластия и выражения интересов населения, верховенства права, организации государственных и общественных институтов на основе сочетания общероссийских интересов, многообразия экономической и иной деятельности.

Уставы имеют прямое действие на всей территории соответствующего субъекта РФ. В случае противоречия уставу законов и иных региональных правовых актов действуют нормы устава. Среди них много компетенционных, статутных и общережимных норм.

У.с. РФ отличаются друг от друга своей  структурой и соотношением составных  частей, неодинаковой степенью собственно уставного регулирования, содержанием закрепленных в них институтов. Такое разнообразие оправдано, если оно предопределяется спецификой тех или иных субъектов РФ (их устройства, территории, ресурсов, состава населения), и не оправдано, если порождает противоречия с федеральным законодательством. Сказывается неодинаковый уровень юридической проработки отдельных частей уставов и использования достижений юридической науки и обобщенных материалов государственно-правовой практики.

В определении уставного статуса субъектов РФ уставы исходят из единых позиций. В объеме же полномочий есть особенности, связанные с заключением внутрифедеральных договоров и соглашений. Подробно регулируются вопросы организации государственной власти; здесь наблюдается большое разнообразие, подчас превышающее допустимую меру. Это касается видов, функций и особенно взаимоотношений государственных органов. В большинстве уставов очень детально регулируются отношения непосредственной демократии, институты народной правотворческой инициативы. Как правило, в уставах содержится намного более подробная, чем в Конституции РФ, регламентация вопросов экономики, бюджета и налогов, что вполне оправдано.

Предусматривается порядок  разрешения споров и юридических коллизий. Обеспечение законности и правопорядка отражено в У.с. РФ с учетом действия как федеральных, так и собственных структур, напр., в ряде областей созданы уставные суды и палаты, уполномоченные по правам человека (см. по др.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999).

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 65

1. В составе Российской  Федерации находятся субъекты  Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский  край;

Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская  область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская  область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкийавтономный округ.

2. Принятие в Российскую  Федерацию и образование в  ее составе нового субъекта  осуществляются в порядке, установленном  федеральным конституционным законом.

Статья 66

1. Статус республики  определяется Конституцией Российской  Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области,  города федерального значения, автономной  области, автономного округа определяется  Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению  законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных  округов, входящих в состав  края или области, могут регулироваться  федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта  Российской Федерации может быть  изменен по взаимному согласию  Российской Федерации и субъекта  Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 67

1. Территория Российской  Федерации включает в себя  территории ее субъектов, внутренние  воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация  обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами  Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 68

1. Государственным языком  Российской Федерации на всей  ее территории является русский  язык.

2. Республики вправе  устанавливать свои государственные  языки. В органах государственной  власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития.

Статья 69

Российская Федерация  гарантирует права коренных малочисленных  народов в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской  Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается  федеральным законом.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение  Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и  защита прав и свобод человека и  гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов  государственной власти;

д) федеральная государственная  собственность и управление ею;

е) установление основ  федеральной политики и федеральные  программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные  фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и  международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические  отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение  порядка продажи и покупки  оружия, боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"