Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:00, контрольная работа
1.Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.
Вариант 3 (З – К)
1.Покажите
административно-
Япония представляет собой унитарное
централизованное государство. Географическое
расположение страны предопределяет своеобразие
территориальной организации власти.
Административно-
Органами местного самоуправления на высшем уровне являются преферектуральные собрания, избираемые населением прямыми выборами на четыре года. Исполнительная власть осуществляется губернатором, также избираемым населением префектуры на четыре года.
В городах действуют собрания депутатов, избираемые населением, а в поселках и сельских общинах – общие собрания жителей. Исполнительная власть в городах и поселках осуществляется мэрами, избираемыми населением, в сельских общинах – старостами. Срок полномочий всех выборных лиц составляет четыре года. Численный состав представительных органов в зависимости от численности населения колеблется от 40 до 120 на уровне префектур и от 12 до 100 – в городах и поселках.
Районы крупных городов
не имеют статуса единиц местного
самоуправления. Здесь не создаются
местные собрания, а главы исполнительных
органов назначаются мэром
Местные органы власти разделяются
на две группы – органы общей
компетенции и специальные
Следует отметить, что в
Японии отдельные сферы ведения
контролируются центральной властью
(охрана общественного порядка, образование
и некоторые иные). Кроме того,
многие жизненно важные и необходимые
отрасли коммунального
Закон о местной автономии
предусматривает возможность
Собрания осуществляют свою работу сессионно. Ежегодно созывается четыре сессии. На весенней сессии депутаты утверждают муниципальный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия длится 20–28 дней). На осенней сессии заслушивают отчет мэра по итогам минувшего финансового года.
Общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляет министерство по делам местного самоуправления.
Административно-
По форме государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50 штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия (т.е. столица США – г. Вашингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США (разд. 3 ст. IV Конституции США).
Американская федерация
имеет договорную природу: эта федерация
была создана 13 штатами, первоначально
согласившимися на конфедерацию с сохранением
своего суверенитета. Однако в дальнейшем
штаты, сохранив многие, традиции самостоятельности,
по существу утратили свой суверенитет
(хотя в их конституциях он иногда закрепляется)
и не обладают теперь правом выхода
из состава США (сецессией). Отсюда постоянная
и сильная тенденция к
Федерация носит открытый характер, Конгресс вправе принимать в нее новые штаты. Но ни один новый штат не может быть образован или создан в пределах юрисдикции какого-либо другого штата и никакой штат не может быть образован посредством слияния двух или более штатов либо частей штатов без согласия легислатур (законодательных органов) заинтересованных штатов, равно как и Конгресса США.
Среди многочисленных американских теорий федерализма выделяются теории дуалистического и кооперативного федерализма. Они обращают главное внимание на сбалансированное разделение полномочий между центром и штатами, с тем чтобы избежать взаимного вмешательства в функции друг друга, а также на необходимость обеспечить сотрудничество центра и штатов. Эти теоретические установки, видоизменяющиеся в разные периоды времени, в основном определяют политику верхов и обеспечивают относительно бесконфликтное взаимоотношение властей, стабильность и единство государственной власти в масштабе всей страны. В Конституции США вообще не употребляется термин «суверенитет», но общепризнано, что суверенным является только федеральное государство, т. е. США.
Приоритет федеральных властей закреплен в Конституции США в форме так называемой «клаузулы о верховенстве» (ст. VI); здесь говорится, что Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны. Предусмотрено далее, что судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения конституции или законов любого из штатов. Следовательно, в случае противоречия конституции или закона штата федеральным правовым нормам действуют последние. Все должностные лица государства – как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов – обязаны поддерживать федеральную Конституцию. Этим положением закрепляется верховенство Конституции США, чем в значительной степени оправдывается постоянное расширение предметной компетенции федеральной законодательной и исполнительной власти, а также непререкаемый авторитет Верховного суда США. Федеральные законы и решения Верховного суда США включаются в свод действующего законодательства каждого штата как его интегральная часть.
Конституция США (разд. 8 ст.
I) установила четкий перечень самых
существенных предметов ведения, относящихся
к исключительной компетенции Конгресса.
Все остальные предметы ведения
относятся к компетенции
Кроме того, существует сфера совпадающих полномочий федерации и штатов: налогообложение, социальное обеспечение, регулирование деятельности банков и др. Конституция США прямо запрещает штатам (разд. 10 ст. I) заключать международные договоры, вступать в союзы и конфедерации, выпускать деньги и кредитные билеты, самостоятельно облагать пошлинами или сборами ввоз или вывоз товаров, содержать в мирное время войска или военные суда.
Разграничение полномочий между федерацией и штатами в действительности не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов.
Местное самоуправление играет весьма значительную роль в общественно-политической жизни США. Жители здесь живут прежде всего интересами своего города (местечка). Конечно, есть и общегосударственные интересы, но для большинства американцев на первом месте среди приоритетов стоит спокойствие и порядок в местах их проживания, а также местные интересы. О значимости этой сферы свидетельствует то, что в органах местного самоуправления в США занято 55% всех занятых в сфере публичной власти, т.е. более половины служащих работают в системе местного самоуправления.
Система местного самоуправления
в США относится к
Правовое регулирование
местного самоуправления в полном объеме
отнесено к ведению штатов. Штаты
самостоятельно определяют свое административно-
Местное самоуправление в США базируется на таких началах, как выборность органов местного самоуправления. Помимо выборных местных представительных органов, законами штатов определен достаточно широкий круг должностных лиц, избираемых непосредственно населением. Например, Конституция штата Иллинойс предусматривает избрание атторнея, председателя совета графства, шерифа, клерка графства, казначея, а также возможность избрания коронера, регистратора, налогового инспектора, аудитора (разд. 19 ст. 6 и разд. 4 ст. 7).
Материальной основой
функционирования местного самоуправления
является муниципальная собственность
и муниципальный бюджет. Муниципальные
органы имеют право устанавливать
и взимать местные налоги. Они
имеют собственный аппарат
Организационно местное
самоуправление действует в пределах
административно-
Органы местного самоуправления в графствах. В графстве населением избирается представительный орган – Совет графства. Председатель Совета графства избирается непосредственно населением графства. Срок полномочий выборных должностных лиц различен и составляет от двух до четырех лет, что определяется законами штатов. Исполнительные функции в графстве осуществляет аппарат управления, возглавляемый администратором, который либо избирается населением, либо назначается председателем совета графства. В состав исполнительного аппарата входят также избираемые населением должностные лица – шериф, клерк графства, казначей, регистратор, налоговый инспектор, аудитор и некоторые другие.
Система городского управления в США характеризуется многообразием, которое можно свести, в самых общих чертах, к трем моделям: мэр-совет, совет-управляющий и комиссионная система.
Первая модель – система мэр-совет имеет, в свою очередь, две разновидности: система с сильным и слабым мэром. Система с сильным мэром существует примерно в 40% всех городов. Населением прямыми выборами избирается Совет города. Мэр города также избирается прямыми выборами. Он возглавляет аппарат исполнительной власти, формируемый им практически самостоятельно. Мэр обладает правом отлагательного вето в отношении решений Совета, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов. В этой системе проглядывает миниатюрная модель президентской формы правления. Сильный мэр действует как Президент. В его функции входит исполнение решений Совета и руководство системой исполнительной власти. Срок полномочий мэров и городских советов составляет от двух до четырех лет, в соответствии с законами штата. Поскольку в деятельности мэра в рамках данной системы сочетаются и политические, и административные функции, практика пошла по пути назначения мэром главного административного руководителя из числа опытных менеджеров, который осуществляет административные функции и подотчетен мэру.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"