Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание

1.Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.

Работа состоит из  1 файл

КПЗС_контр.docx

— 46.81 Кб (Скачать документ)

В системе со слабым мэром  Совет, избираемый населением города, выбирает мэра, который председательствует на заседаниях совета. Мэр обладает правом вето в отношении решений  Совета, но оно преодолевается простым  большинством голосов. Исполнительная власть возглавляется менеджером или  управляющим, который также избирается советом и фактически действует  под контролем совета. Совет определяет структуру исполнительных органов, утверждает персональный состав. Даже в тех случаях, когда руководители муниципальных департаментов назначаются  мэром, это делается с одобрения  совета. Такая система получила широкое распространение в США. Она действует в 56% городов.

Вторая модель – система совет-управляющий. Это разновидность системы мэр – совет со слабым мэром. Представительный орган – Совет – избирается населением. Совет избирает из своего состава мэра, который председательствует в Совете. Исполнительную власть осуществляет управляющий (менеджер), назначаемый специальной комиссией, формируемой Советом. Управляющий в этом случае наделяется рядом функций, характерных для «сильного» мэра. Основными функциями менеджера являются: руководство местной администрацией; назначение и смещение муниципальных чиновников. В отдельных штатах менеджер имеет право налагать вето на решения, принимаемые Советами. В настоящее время такая система функционирует приблизительно в 1500 городов.

Третья модель – комиссионная форма самоуправления. Население города избирает комиссию в составе от трех до семи членов, которые одновременно выполняют функции и представительного органа, и органа исполнительного. Мэр в данном случае может избираться персонально населением или избранной комиссией, а в ряде городов мэром становится комиссионер, получивший наибольшее число голосов избирателей при выборах членов комиссии. Данная система распространена незначительно, всего в 5% городов. Фактически она применяется в малонаселенных городах, где нет смысла формировать большой управленческий аппарат.

Местное самоуправление в  таунах и тауншипах осуществляется непосредственно населением на общих собраниях жителей, в которых участвует все взрослое население. На собрании решаются все основные вопросы местного значения, а для проведения решений в жизнь избирается исполнительный орган (совет) в количестве трех – пяти человек. Однако в тауншипах некоторых штатов (Айова, Индиана, Миссури) собрания жителей вообще не проводятся, а должностные лица исполнительной власти избираются населением в порядке обычной избирательной процедуры.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями  и законами штатов и включает следующие  функции и полномочия: охрана общественного  порядка, включая руководство местной  полицией, юстицией; установление местных  налогов и сборов, формирование местных  бюджетов; социальное обслуживание и  социальная защита населения; управление муниципальным имуществом и иные.

Существует институт контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны органов власти штатов. Частично контроль носит функциональный характер, т.е. территориальные структуры исполнительных органов штата контролируют по своей линии деятельность соответствующих местных департаментов. В то же время в большинстве штатов образованы самостоятельные департаменты по вопросам местного управления, в ведении которых находится контроль над местными финансами, статистика, консультирование муниципальных органов по различным вопросам.

Следует отметить тенденцию, характерную для многих современных  государств и состоящую в усилении централизации власти. Иными словами, наблюдается тенденция к расширению вмешательства органов центральной  власти в дела местного самоуправления. Отчасти это вызвано объективными процессами. Инфраструктура местного самоуправления постоянно усложняется. Для того чтобы надлежащим образом  обеспечивать коммунальные услуги в  современный период, нужны и квалифицированные  специалисты, и соответствующая  материальная база. Все это требует  больших финансовых затрат, а местные  бюджеты не всегда могут обеспечить такое финансирование. Приходится обращаться за помощью к власти штата или  даже к федеральной. Оказывая такого рода помощь, власти взамен требуют выполнения определенных условий. Таким образом, появляется материальная основа централизации. Есть и чисто субъективные предпосылки. Сами чиновники начинают проявлять инициативу, расширяя контрольно-надзорные функции в отношении выполнения местной властью общегосударственных задач, ограничивая тем самым самостоятельность органов местного самоуправления даже в решении местных вопросов.

Особенность управления на местном уровне в США состоит  в том, что управление значительной частью дел осуществляется через  систему специальных округов. Вся  страна делится на специальные округа, в которых и формируются управленческие структуры. Существует 19 типов специальных  округов, по которым осуществляется управление школьным делом, здравоохранением, пожарной безопасностью, водоснабжением, энергоснабжением и некоторыми другими  сферами. Всего в настоящее время  в США насчитывается 14 500 школьных округов и 33 тыс. других. Как правило, население избирает совет директоров округа, который наделяется правом нанимать необходимых специалистов.

 

2. Дайте   характеристику   различных   видов источников конституционного   права   и   приведите   содержание   статей   Конституций   Польши   и   ФРГ,   закрепляющих   их   использование   в   рассматриваемых странах. Что  такое «статут» и «ордонанс».

 

Источники конституционного права чрезвычайно  разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления  государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

Считается, что есть три  страны, в которых действует неписаная  конституция: Великобритания, Новая  Зеландия и Израиль. Великобритания имеет «неписаную» конституцию  очень длительное время, и, по нашему мнению, авторы теории неписаной конституции  – это, прежде всего, британские государствоведы, которые, возможно, ввели такой термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции. В число актов, составляющих неписаную британскую конституцию, принято включать законы, начиная с глубокой древности (с XIII века) и до наших дней, которые регулируют самые важные аспекты тех или иных сторон деятельности государственных органов и права жителей Британии. Самым старым актом подобного рода является «Великая хартия вольностей» 1215 года (по латыни – Magna Carta). Кроме этой хартии в группу наиболее известных законов входят Habeas corpus act 1679 года, Билль о правах 1689 года, Закон о престолонаследии 1701 года. Более современные – Закон о парламенте (1911 и 1949 годов), Акт о пэрстве (1963 года), Акт о расовых отношениях (1968 года), Акты о народном представительстве (1949 и 1969 года), Акт о местном управлении (1972 года) и ряд других. Такие законы получили название в британском праве «Статутное право» («статут» – закон).

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления  государственной власти, и дополняются  целым рядом других нормативных  актов.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1949 г. Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных  законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской  правовой системы, важнейшие вопросы  государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

Значительное место в  конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты подучили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует  назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической  литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. На наш взгляд, высказывания этих авторов могут приниматься в качестве аргументов в спорах по государственно-правовым вопросам, но никак не более.

В развивающихся странах  роль источников конституционного права  могут играть политические декларации и совместные постановления руководящего органа правящей партии и высшего  органа государственной власти.

Польша

«Статья 87

     1. Источниками общеобязательного  права Республики Польша являются: Конституция, законы, ратифицированные  международные договоры, а также  распоряжения (rozporzadzenia).

     2. Источниками  общеобязательного права Республики  Польша на территории деятельности  органов, которые его установили, являются акты местного права.

Статья 88

     1. Условием  вступления в силу (w iycie) законов, распоряжений, а также актов местного права является их опубликование.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"