Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:32, реферат

Описание

Под механизмом административно-правового регулирования понимают систему административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.

Содержание

Введение
Механизм административно-правового регулирования
Понятие и особенности административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм
Административно-правовые отношения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

механизм.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

     Также необходимо отметить, что нормы административного  права также выполняют охранительную и защитную функцию, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере административного права от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом.

     Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленность ее составных частей, элементов. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

     Гипотеза  как часть административно-правовой нормы устанавливает фактические условия реализации последней. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административно-правовой ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

     Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяются правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

     Предписывающие  диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. Так, согласно пункту 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

     Управомочивающие  диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно статье 13 Федерального I конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

     Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, который законом считается правонарушением.

     Диспозиции, в которых формулировались бы одновременно права и обязанности, в нормах административного права встречаются относительно редко.

     Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в его статье 3.2. К ним относятся:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф; 

     3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

     6) административный арест; 

     7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства; 

     8) дисквалификация;

     9) административное приостановление деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. РЕАЛИЗАИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ  НОРМ 

     Реализация  административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых нормэто такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права, и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

     В теории административного права  выделяется четыре формы реализации правовых норм:

     а) соблюдение;

     б) применение;

     в) исполнение;

     г) использование.

     Соблюдение  административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы реализации правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.). Важно отметить, что правоприменение в административном праве непосредственно связано с функционированием механизма исполнительной власти. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм. Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в этих нормах содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, поскольку его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависят реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти. Использование административно-правовых норм предполагает добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При этом необходимо отметить, что в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Например, осуществление гражданином права на управление транспортным средством, полученным путем выполнения соответствующей процедуры (сдачи экзамена, приобретения документов и т. д.).

     Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, подобного рода действия судебные органы осуществляют при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений и при рассмотрении и разрешении ряда административных споров. Таким образом, применение административно-правовых норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

     Во-первых, применение норм административного права представляет собой организующую властную деятельность субъектов государственного  управления, посредством которой упорядочивается общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений. 

     Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприменительными. Правовое положение участников в этих правоотношениях различно. Активная роль в этих отношениях принадлежит субъекту правоприменения, обладающему государственно-властными полномочиями.

     В-третьих, правоприменительная деятельность всегда осуществляется в особых, установленных законом формах.

     В-четвертых, применение права всегда сопровождается вынесением индивидуально-правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

     Основными требованиями применения норм административного  права являются законность, обоснованность и целесообразность.

     Реализация  административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений в соответствии со своим административно-правовым статусом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 

     Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т. е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Как и любое правоотношение, административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия, оказываемого на общественное отношение правовой нормой и придающего ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление юридической ответственности сторон за не соответствующее требованиям правовой нормы поведение. Таким образом, административное правоотношение носит двусторонний характер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого, и наоборот.

     Сама  по себе норма административного  права не создает конкретного административно-правового отношения. Она — основа его возникновения; в соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой — вид и меру должного поведения.

     Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере государственного управления.

     В теории административного права  отмечается, что для всех административно-правовых отношений, поскольку они являются юридической формой управленческих отношений, характерны основные качества последних.

     1. Они представляют собой одну из форм социальных отношений, т. е. отношений людей, различных социальных коллективов, возникающих в процессе осуществления функций государственного управления.

     2. Они — одна из форм волевых отношений, поскольку определяются волей и сознанием их участников.

     3. По своей природе административно-правовые отношения являются организационными, что обусловлено организующей сущностью самого государственного управления.

     4. Они носят административный характер, т.е. связи между сторонами строятся на властно-организационной основе.

       В рамках этого принципиального  единства следует раскрыть их  основные черты:

  • Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. В рамках этих правовых отношений поведение сторон, их взаимные права и обязанности строго регламентируются нормами административного права.
  • Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно-распорядительной, т. е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления. Права и обязанности сторон этих правоотношений непременно связаны с задачами данного вида государственной деятельности. Таким образом, достаточно четко очерчиваются границы, в которых возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.
  • Субъекты административно-правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву 
    одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.
  • Административно-правовые отношения носят волевой характер, поскольку не могут проявиться автоматически и функционировать без волеизъявления участников или хотя бы одного из них. Следовательно, необходим волевой акт, дающий начало правовому отношению.
  • Для административно-правовых отношений обязателен субъект, в качестве такового обычно выступает соответствующий орган государственного управления (или должностное лицо). Возникновение этих отношений невозможно без участия субъекта, наделенного обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений. Данная особенность   административно-правовых   отношений   объясняется прежде всего тем, что исполнительно-распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы государственного управления и их должностные лица. Именно поэтому без их участия не может быть облеченного в правовую форму управленческого отношения.
  • Административно-правовые отношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношение, устанавливается юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных отношений, в частности моральных.
  • Административно-правовые  отношения отличаются тем, что их обязательный субъект всегда действует юридически властно. Эта их черта  определяется предыдущей и непосредственно вытекает из нее. Действительно, если в административно-правовых отношениях 
    обязательный субъект выступает от имени государства и выражает его интересы в этих отношениях, то он не может не действовать властно. Властные полномочия всегда на стороне того субъекта, который осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.
  • Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не  является обязательным условием. В тех случаях, когда  таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения. Но и здесь согласие не имеет  непосредственно  правообразующего значения, т. е. не превращается   в   самостоятельный юридический акт (например, договор). Объясняется это прежде всего тем, что органы государственного управления полномочны по собственной инициативе создавать конкретные административно-правовые отношения.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования