Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:32, реферат

Описание

Под механизмом административно-правового регулирования понимают систему административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.

Содержание

Введение
Механизм административно-правового регулирования
Понятие и особенности административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм
Административно-правовые отношения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

механизм.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

   Деление административно-правовых отношений  на внешневластные и внутриорганизационные  имеет целью не противопоставить их, а показать определенные особенности, которые должны быть учтены в процессе их регламентации и реализации.

   5. По своему содержанию административно-правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые отношения являются результатом реализации материальных норм административного права, то есть тех норм, которые регулируют управленческие отношения по существу. Например, принятие решения о выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия. Административно-процессуальные отношения регламентируются административно-процессуальными нормами и определяют порядок (процедуру) реализации материальных норм административного права. Так, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется ст. 29.7 КоАП РФ.

    6. С учетом функций  административно-правовых норм различают регулятивные и охранительные административно-правовые отношения. Регулятивные административно-правовые отношения представляют собой результат воздействия норм административного права на позитивные управленческие отношения. Охранительные административно-правовые отношения возникают в силу возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство административных отношений — это регулятивные отношения. Только в тех случаях, когда положительным управленческим отношениям причиняется вред, в действие вступают охранительные нормы административного права, что предопределяется необходимостью защиты позитивных управленческих отношений.

   7. По характеру взаимодействия  их участников выделяются вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Классификация по данному основанию имеет особую значимость, так как здесь наиболее отчетливо проявляется сущность государственного управления, характер связей между его субъектами.

   По  своей природе управление вообще и государственное управление в  частности основываются на субординационных связях между их участниками. «Вертикальные  административно-правовые отношения  непосредственно характеризуют суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления, а также внешней направленности механизма реализации исполнительной власти»2. Вертикальные административно-правовые отношения являются результатом одностороннего волеизъявления уполномоченных субъектов государственного управления. Для возникновения вертикальных административно-правовых отношений не является обязательным согласие подвластных субъектов.

   Горизонтальные  административно-правовые отношения возникают между субъектами административного права, которые не находятся в отношениях власти-подчинения. Такие отношения возникают как между коллективными субъектами, так и физическими лицами. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция расширения горизонтальных административно-правовых отношений, что является результатом расширения области применения диспозитивного метода административно-правового регулирования при возникновении управленческих отношений, а также возрастанием роли административных договоров в сфере государственного управления. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что горизонтальные отношения в перспективе вытеснят вертикальные отношения. Речь может идти лишь о незначительном изменении баланса при безусловном доминировании вертикальных отношений. Следует обратить внимание, что горизонтальные отношения — это, как правило, позитивные управленческие отношения. В случае возникновения конфликта между его участниками или угрозы его возникновения они перерастают в вертикальные, что связано с необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов его участников.

   Тесно взаимосвязано с вышесказанным  основание классификации деление административно-правовых отношений на субординационные и координационные. Субординационные отношения основываются на юридическом неравенстве статусов участников управленческих отношений. Властвующие субъекты отдают распоряжения (приказы), обязательные для подвластных субъектов. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих управленческих команд наступают негативные последствия для подвластных субъектов. Субординационные отношения возникают при необходимости согласования воль и действий отдельных субъектов государственного управления. Обязанность по координации действий, как правило, исполняют органы исполнительной власти общей и межотраслевой компетенции.

   8. По характеру юридических  фактов, порождающих административно-правовые отношения, различают административно-правовые отношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями, событиями. В подавляющем случае административно-правовые отношения являются результатом действия правомерных фактов, которые предусматриваются нормами административного права и выступают итогом реализации регулятивной функции административного права. Вместе с тем имеют место и нарушения правовых предписаний, изложенных в административно-правовых нормах. Тогда в основе возникновения административно-правовых отношений выступают неправомерные (противоправные) факты.

   Административно-правовые отношения могут возникать вопреки воле их участников, что обусловливается возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Существенное  значение для действенного функционирования механизма административно-правового  регулирования имеет способ защиты отношений.

      9. С учетом способа  защиты административно-правовых отношений от противоправных посягательств выделяют отношения, охраняемые в судебном и во внесудебном (административном) порядке. Выбор способа охраны административно-правовых отношений предопределяется действующим законодательством и волей субъектов, чьи права нарушены, а свободы ограничены в рамках конкретных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Несмотря  на то что для исполнительной власти главное не правотворчество, а правоприменение, лишить субъекты этой власти определенного объема правоустановительных полномочий было бы неоправданным. Подобная практика существует и других странах. Вместе с тем такое положение вещей требует четкого решения вопроса о границах и объеме компетенции субъектов исполнительной власти по самостоятельному, но непременно подзаконному установлению административно-правовых норм.

      Административно-правовые нормы в совою очередь органически  связаны с административно-правовыми  отношениями. А поскольку  административно-правовые нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления как публично-властной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определенные функции, административно-правовые отношения всегда имеют публичный характер и связаны с осуществлением субъектами публичной власти их властных полномочий прежде всего при осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
  2. Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.- 428 с.
  3. Административное право: Часть вторая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
  4. Административное право.  Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.  - М.: Юристъ, 2004. -  697 с.
  5. Административное право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. - 553 с.
  6. Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.А. Юсупова; канд. юрид. наук, доц. В.Д. Симухина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 312 с.
  7. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. П.И. Кононова. - М.: Издательская группа «Юрист», 2005.- 448 с.
  8. Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России //Российская юстиция. - 2000.- № 7.
  9. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // СГП. - 1991.-№ 2.
  10. Варламова   Н.В.   Правоотношения:   философский   и   юридический подходы // Правоведение. - 1991. - № 4.
  11. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: в 2-х частях. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. - ч. 1: Предмет и понятие.
  12. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М., 1976.
  13. Костенников М.В.,  КурагинА.В.   К вопросу о кодификации норм административного права // ГП. - 2002. - № 4.
  14. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М.,1978.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования