Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание

Цель данного реферата – глубже разобраться в мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и выделить особенности данного производства. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить понятие административное правонарушение;
- отметить обязательные признаки административного правонарушения, рассмотреть их особенности;
- рассмотреть элементы состава правонарушения;
- разобраться в каждой стадии производства по делам административных правонарушений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие административное правонарушение. Признаки административного правонарушения…………………………………………...5
1.1 Понятие состава административного правонарушения и его элементы..8
Глава 2. Административный процесс
и административные производства 11
2.1. Производство по делам об административных правонарушениях 12
2.2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 15
Глава 3. Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 17
3.1. Стадии производства по делам об административных правонарушения……………………………………………………………….21
Заключение 24
Список использованных источников 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат (2).doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

     Критерием деления административного процесса на отдельные виды производств служит характер индивидуально-конкретных управленческих дел, отражающий их наиболее существенные свойства и особенности. Этот критерий обусловливает особенности того или иного вида производств, поскольку каждое производство имеет целью установление четкого порядка рассмотрения и разрешения конкретной категории управленческих дел. Например, порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан (предложений, заявлений и жалоб) существенно отличается от установленного порядка применения деятельности. 5

     Каждое  административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. Следовательно, оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.

     В систему административного процесса включают административные производства:

     - производство по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти;

     - по обращениям граждан;

     - поощрительное производство;

     - дисциплинарное производство;

     - производство по делам об административных правонарушениях.

     Несмотря  на имеющиеся различия, указанные виды административных производств осуществляются в сфере государственного управления. Как правило, то или иное производство осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и их должностные лица. Отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами. Именно эти факторы объединяют отдельные производства в единый административный процесс.

2.1. Производство по делам об административных правонарушениях

 

     Задачами  производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

     Всесторонность  и полнота исследования всех обстоятельств  дела означает, что должны быть выяснены все имеющиеся значение факторы  для правильного рассмотрения дела (имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела).

     Принцип объективности выражается в обязанности  государственных органов и должностных  лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. С целью реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру, институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса.

     Сущность  принципа законности состоит в том, что никто не может быть привлечен  к административной ответственности  за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. 6

     Важной  задачей производства по делам об административных правонарушениях  является также превентивно-предупредительная, призванная выявить причины и  условия, способствующие совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.

     Производство  по делам об административных правонарушениях  ведется на русском языке - государственном  языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам  об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

     В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

     Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.7

     В ст. 24.5 КоАП РФ указаны обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. КоАП РФ предусматривает существенные отличия  для физических и юридических лиц, касающиеся вопроса издержек производства (ст. 24.7 КоАП РФ).

     Издержки  по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, - на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

     Издержки  по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица (за исключением сумм, выплаченных переводчику). Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотрен ном законом субъекта РФ, - на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

     В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, - на счет бюджета соответствующего субъекта РФ. 8

2.2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

 

     Каждый  обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Несмотря на то, что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений.  

     В частности, согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях  лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

     В этой связи участник производства по делу об административном правонарушении, в отношении которого составляется протокол о правонарушении, применяются  меры обеспечения производства по делу и рассматривается дело, в КоАП РФ называется не нарушителем, как это было в ранее действовавшем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть не только физическое, но и юридическое лицо. 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

     Меры  обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это урегулированная нормами административного права совокупность юридически значимых принудительных действий, применяемых компетентными органами, и являющихся способами обеспечения осуществления установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях, реализации его задач, а также процессуальных обязанностей и полномочий участников производства. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются разновидностью мера административного принуждения.10

     Меры  обеспечения производства применяются  в целях пресечение правонарушения, установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности  его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

     К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся:

     - доставление (то есть принудительное  препровождение физического лица  в целях составления протокола  об административном правонарушении  при невозможности его составления  на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Эта мера применяется при нарушении Правил дорожного движения, таможенного и налогового законодательства, посягательстве на общественный порядок и общественную безопасность, выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, природопользования и др.);

     - административное задержание (кратковременное  ограничение свободы физического  лица, применяемое в исключительных  случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении);

     - личный досмотр, досмотр вещей,  досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице (представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения);

     - осмотр принадлежащих юридическому  лицу помещений, территорий, находящихся  там вещей и документов;

     - изъятие вещей и документов (явившихся  орудием совершения или предметом  правонарушения или имеющих доказательственное  значение по делу об административном правонарушении); - отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (т.е. запрещение лицу совершать действия, приводящие в движение это средство, является также мерой административного пресечения правонарушения);

     - медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

     - задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

     - арест товаров, транспортных средств  и иных вещей (являющими орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена дана мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться;

     - привод (состоит в принудительном  доставлении физического лица, законного  представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего,  привлекаемого к административной  ответственности, а также свидетеля  с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно);

     - временный запрет деятельности (заключается  в кратковременном, установленном  на срок до рассмотрения дела  судом прекращении деятельности  филиалов, представительств, структурных  подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности). 11

Информация о работе Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях