Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:50, контрольная работа
Вступление России в 1996 году в Совет Европы - знаменательное событие во всей правовой и политической истории страны. Принцип «верховенства Права», обязательный для всех членов Совета Европы (ст. 3 Устава Совета Европы), в краткой и обобщенной форме выражают существо и смысл того, что принято называть стандартами современной цивилизации, в которой гарантируются, признаются и соблюдаются права и свободы личности.
Введение.
Глава 1 Конституционное право граждан на обжалование в суд действий, нарушающих их права и свободы.
1.1 Человек, его права и свободы – высшая ценность?
1.2 Гарантии судебной защиты нарушенных прав и свобод.
1.3 Право граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы.
Глава 2 Право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами.
2.1 Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного гражданам.
2.2 Особый порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами.
Заключение.
Список литературы.
ПЛАН
Введение.
Глава 1 Конституционное право граждан на обжалование в суд действий, нарушающих их права и свободы.
1.1 Человек, его права и свободы – высшая ценность?
1.2 Гарантии судебной защиты нарушенных прав и свобод.
1.3 Право граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы.
Глава 2 Право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами.
2.1 Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного гражданам.
2.2 Особый порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами.
Заключение.
Список
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Вступление России в 1996 году в Совет Европы - знаменательное событие во всей правовой и политической истории страны. Принцип «верховенства Права», обязательный для всех членов Совета Европы (ст. 3 Устава Совета Европы), в краткой и обобщенной форме выражают существо и смысл того, что принято называть стандартами современной цивилизации, в которой гарантируются, признаются и соблюдаются права и свободы личности.
Несомненно,
более существенно то, что современные
европейские и общемировые
Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Существенно новым можно отметить положение Конституции (п. 2 ст. 17) о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Однако если отступиться от идеологии и обратить внимание на реалии жизни, то нарушение прав человека, в том числе неотчуждаемых и естественных, вполне обычное явление. Особенно опасными являются нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных структур, призванных соблюдать и защищать закрепленные в Конституции права личности.
Установление
в Конституции РФ права граждан на
обжалование в суд действий и решений,
нарушающих их права и свободы, на возмещение
вреда, причиненного этими действиями
и конкретизация их в законодательстве
– безусловно положительный момент в
данном направлении. Однако институт защиты
граждан от властного произвола работает
крайне слабо и малоэффективно. Что делать?
Этот вопрос в России остается открытым.
Наверное, необходимо сделать права и
свободы человека и гражданина главной
целью всех политических, экономических
и социальных реформ. Только такой подход
придаст моральный характер политическим
программам, действиям российской государственной
власти и законодательству.
ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБЖАЛОВАНИЕ В СУД ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ ИХ ПРАВА И СВОБОДЫ
Права человека - явление идеологии, государства и права. Импульс признания и обеспечения прав человека исходит прежде всего из этих сфер социальной жизни. Идеология как совокупность идей, теорий, взглядов, служащих закреплению или изменению существующих общественных отношений, выполняет свою социальную функцию, воздействуя на сознание людей, формируя их социологическое мировоззрение. Она дает членам общества своеобразный «компас», помогающий ориентироваться в окружающей действительности1.
Формирование правового государства - одно из великих достижений человеческой цивилизации, неразрывно связанных с появлением «первого поколения» прав человека - гражданских и политических. Однако важным свойством развитого государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возникающие в обществе. Новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых параметров взаимоотношений государства и индивида.
Статья 1 (ч. 1) Конституции РФ2 провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека не стали высшей ценностью. И это факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважения прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.
Несмотря на то, что Конституция РФ предусматривает широкий спектр способов и механизмов защиты прав человека, многие из них работают крайне слабо. Остановимся подробнее на судебной защите, т.к. она является важнейшей формой защиты прав и свобод человека и гражданина, необходимой и достаточно эффективной гарантией их реальности.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед административным. Главное из них - самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в Конституции принципов судопроизводства: гласности, открытости, состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу, предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и обжаловать принятое решение.
Настоящая конституционная норма носит универсальный характер и является непосредственно действующей. Под каждым, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т.д. Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя.
Право на обращение в суды Российской Федерации за защитой своих прав и свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы.
Часть 1 статьи 46 Конституции РФ полностью соответствует требованиям международных правовых актов и даже дополняет их. Так, в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.)3.
В ч. 2 ст. 46 развиваются общие положения о праве на судебную защиту, содержащиеся в ч. 1. Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон РФ от 27 апреля 1995 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»4.
Данный закон полнее гарантирует право на судебную защиту, чем два предыдущих по этой же проблеме: Законы 1987 г. и 1989 г. (ВВС СССР, 1987, № 26, ст. 388 и 1989, № 22, ст. 416). Законы 1987 г. и 1989 г. не предусматривали обжалования в суд решений и действий государственных органов, кроме органов государственного управления, а также обжалования решений и действий общественных объединений. Необходимо отметить, что этот закон, в отличие от прежних, допускает возможность жаловаться и на решения и действия должностных лиц и органов управления Вооруженных Сил.
Также указанный закон нацелен прежде всего на повышение ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, невнимательное отношение к нуждам населения, бюрократизм и волокиту.
По ряду вопросов, возникших у судов при рассмотрении дел по применению положений названного Закона даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабри 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (БВС РФ, 1994, № 3, с. 4-7).
Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде. Не могут рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб на решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских, жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в соответствии с требованиями ст. 1 ГПК РФ , рассмотрению по нормам законодательства о гражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В уголовном судопроизводстве также есть нормы о порядке разрешения жалоб на решения и действия различных должностных лиц, которые рассматриваются в порядке, отличном от установленного упомянутым Законом от 27 апреля 1993 г. Такие правила содержатся в главе 16 УПК РФ и решают вопросы обжалования в суд ареста или продления срока содержания под стражей. Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило (ст. 2), по которому каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
К
решениям и действиям, а также
бездействию, которые могут быть
обжалованы в суд, относятся коллегиальные
и единоличные решения и
Очень важно, что закон не содержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд. Так, в суд может быть обжалован отказ в постановке на учет по улучшению жилищных условий, снятие с такого учета, отказ в государственной регистрации кооператива, и регистрации транспортных средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение, в принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации как жертвы политических репрессий и т.д.
Как уже отмечалось, предметом обжалования по настоящему Закону являются решения и действия указанных в нем органов и лиц. Под решением понимается, как правило, письменный официальный документ (например, постановление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выборного органа общественной организации, приказ, распоряжение, резолюция на заявлении, ответ на письмо и т.д.). Суду нужно проанализировать не только суть просьбы или ходатайства, но и доводы, мотивы, оценить обоснованность ссылок на те или иные нормы, поэтому письменная форма просто необходима.
Гражданин вправе обжаловать как действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действия (принятия решений).
Информация о работе Обжалование в суд действий, нарушающих права и свободы граждан