Обжалование в суд действий, нарушающих права и свободы граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 13:50, контрольная работа

Описание

Вступление России в 1996 году в Совет Европы - знаменательное событие во всей правовой и политической истории страны. Принцип «верховенства Права», обязательный для всех членов Совета Европы (ст. 3 Устава Совета Европы), в краткой и обобщенной форме выражают существо и смысл того, что принято называть стандартами современной цивилизации, в которой гарантируются, признаются и соблюдаются права и свободы личности.

Содержание

Введение.
Глава 1 Конституционное право граждан на обжалование в суд действий, нарушающих их права и свободы.
1.1 Человек, его права и свободы – высшая ценность?
1.2 Гарантии судебной защиты нарушенных прав и свобод.
1.3 Право граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих их права и свободы.
Глава 2 Право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами.
2.1 Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного гражданам.
2.2 Особый порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

к.р. 2.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

   Под органами государственной власти понимаются любые органы власти, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в ее составе, другими законодательными актами.

   К органам местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5, относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и входящие в систему органов государственной власти.

   Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 

   При решении вопроса об обжаловании  неправомерных действий того или  иного работника нередко возникает вопрос, является ли он должностным лицом. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 о 21 декабря 1993 г. разъяснено, что в судебном порядке на основании закона могу быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности в кооперативных, общественных организациях, объединениях, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию. Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан возлагается ст. 5 Федерального закона от 31.07.1995. «Об основах государственной службы РФ»6 и на государственных служащих.

   В Законе от 27 апреля 1993 г. не указывается, в какой суд подается жалоба. Однако в соответствии со ст. 24 ГПК РФ общим  правилом является рассмотрение дела районном (городском) суде, если иное не установлено законом.

   Жалоба  может быть подана гражданином, чьи права нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Полномочия представителя оформляются в соответствии с требованиями ГПК РФ, а полномочия представителя                    общественной организации, трудового коллектива удостоверяются выписками из                    постановления общего собрания либо выборного органа общественной организации или коллектива.

   Суд, принявший жалобу к рассмотрению, вправе приостановить исполнение                       обжалуемого действия (решения) по просьбе гражданина или по своей инициативе (ст. 4 Закона).

   Суд рассматривает жалобу по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных ст. 6 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.

 Статья 5 Закона определяет сроки обращения  в суд с жалобой: 

 три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

 один  месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

 Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

 Уважительной  причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона (часть дополнительно включена Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ, введенным в действие с 26 декабря 1995 года).

   Жалоба  рассматривается судом в десятидневный срок  с участием заявителя и руководителя органа, общественной организации или должностного лица, действия (решения) которых обжалуются, либо их представителей. С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть рассмотрена судьей единолично. Неявка сторон в судебное заседание по неуважительным причинам не препятствует рассмотрению жалобы. Признав необходимым личное участие сторон, суд может признать их явку в судебное заседание обязательной. Если стороны, а также представители не явились без уважительных причин и дело пришлось отложить, суд может подвергнуть их, а также должностное лицо предприятия, учреждения, организации, по чьей вине не была обеспечена явка в судебное заседание, штрафу. В отношении этих лиц могут быть приняты и другие меры, в частности предусмотренная законодательством ответственность за неуважение к суду.

   В судебном разбирательстве могут  участвовать представители общественных                          организаций и трудовых коллективов, а также должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители.

   На  органы и лиц, действия (решения) которых  обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений) (ст. 6 Закона); гражданин освобождается от обязанности доказывания незаконности обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

   По  результатам рассмотрения жалобы суд  выносит решение (ст. 7 Закона). Если обжалуемые действия (решения) признаны незаконными, выносится решение об               обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа или лица устранить допущенные нарушения, удовлетворить требования гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и               свободы. В этом случае указывается, какие конкретные действия (решения) неправомерно лишили гражданина возможности полностью или частично осуществить принадлежащие ему права либо какими конкретными действиями на него была незаконно возложена та или иная обязанность; называются правовые нормы, которые были нарушены при рассмотрении требования гражданина. Так, и случае отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, заключения о таком заболевании, необходимого для подтверждения права на дополнительную  жилую площадь, суд признает это действие неправомерным и обязывает соответствующее должностное лицо медицинского учреждения выдать заявителю необходимый документ для представления жилищному органу; при необоснованном отказе гражданину в регистрации выстроенного или приобретенного им жилого дома судом выносится решение, обязывающее соответствующий жилищно-коммунальный орган зарегистрировать этот дом, и т.д.

   Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

   Если  суд установит, что обжалуемые действия (решения) были совершены в соответствии с законом, не нарушили права и свободы гражданина, он выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

   Не  позднее десяти дней с момента вступления решения в законную силу его копия направляется как руководителю соответствующего органа или лицу, действия (решения) которых признаны незаконными, так и гражданину.

   Об  исполнении решения должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения копии этого решения. Умышленное неисполнение должностным лицом решения суда либо воспрепятствование его исполнению образует состав преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, и наказывается в уголовном порядке. Решение районного суда может быть обжаловано в вышестоящий суд (областной, краевой и соответствующие им суды) заинтересованным лицом, а также соответствующим органом или должностным лицом, государственным служащим.

   Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», как уже указывалось, является актом, подлежащим применению независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства или сфере деятельности совершено нарушение прав и свобод. Обжалование таких нарушений возможно и в тех случаях, когда об этом в отраслевом акте не говорится, что характерно для многих таких актов7.

   Следует отметить и то, что согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2000 года (дело N 235 пв-2000),  не могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», действия суда, судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного исполнителя, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в отношении которых уголовным процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях установлен иной порядок судебного обжалования.

   ГЛАВА 2

   ПРАВО ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

   2.1 Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного гражданам.

  Согласно  ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из закрепленного в ст. 53 принципа, определяющего порядок возмещения вреда, причиненного лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, следует по меньшей мере четыре вывода: 1) за действия государственных органов и их должностных лиц ответственность во всяком случае несет государство; 2) вред, причиненный незаконными действиями, должен возмещаться каждому, независимо от его национальности, пола, возраста и других признаков; 3) коль скоро Конституцией не установлено иное, возмещению должен подлежать любой вред в полном объеме; 4) основанием для возмещения вреда является объективная незаконность действий (бездействия) органа или должностного лица, независимо от наличия или отсутствия в его действиях умысла или иной формы вины.

  Детальное регулирование оснований, условий и порядка возмещения вреда осуществляется гражданским законодательством, в котором закреплено 3 правила, в соответствии с которыми должен решаться вопрос об ответственности государства за вред, причиненный его органом или должностным лицом.

  Первое  из них, носящее общий характер, состоит  в том, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК). В соответствии с этим правилом подлежит возмещению и вред, причиненный в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, но не приведший к незаконному осуждению, незаконному привлечению к уголовной ответственности, незаконному применению в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, а также к незаконному наложению административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ч. 2 ст. 1070 ГК). Это же находит подтверждение в ст. 7 Закона от 25.02.1993.

  Второе  правило установлено для случаев  причинения вреда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Такой вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц в порядке, установленном законом.

  В настоящее время в качестве такого «закона» могут рассматриваться  Указ Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», принятый еще 18 мая 1981 г., и утвержденное им Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда8. Эти акты предусматривают, в частности, что ущерб, причиненный в результате вышеперечисленных действий, подлежит возмещению независимо от вины должностных лиц при условии оправдания обвиняемого или прекращения в отношении него уголовного дела по одному из реабилитирующих оснований (отсутствие события преступления, отсутствие и деянии состава преступления или недоказанность участия лица в совершении преступления). Представляется, однако, что вышеназванные ограничительные условия не в полной мере отвечают предписаниям  ГК РФ, и в частности его  ст. 1070: ведь незаконным осуждение будет не только в том случае, если впоследствии лицо реабилитируется, но и в том случае, если в порядке надзорного производства ранее назначенное и отбытое наказание значительно снижается.

Информация о работе Обжалование в суд действий, нарушающих права и свободы граждан