Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:54, контрольная работа
Государство как публично-правовая организация, существующая в интересах людей, его населяющих, не может осуществлять свою деятельность без материальных основ. Любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения тех публичных задач и функций, ради которых оно существует. Одним из видов таких ресурсов выступают объекты государственной собственности.
Введение
1 Объекты государственной собственности
2. Административно-правовой статус органов управления
федеральным имуществом
3. Принципы и методы управления государственным имуществом
4. Проблемы управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы
4. Обеспечение эффективности управления. Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.
5. Обеспечение профессионализма управления. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы к их реализации приемлемы к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость, в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
4. Проблемы управления государственной собственностью
Фундаментом проведения экономических реформ в российской экономике служило радикальное изменение формы собственности путем массовой приватизации собственности государственной или общенародной. При этом до настоящего времени эта задача существовала только в юридическом аспекте.
Из-за неизбежной персонификации распорядительных и управленческих функций так называемая государственная или общенародная собственность в централизованной экономике, де-факто, представляла собой собственность авторитарной бюрократии, и именно эти теневые отношения мимикрировали в условия современного рынка.[12]
Этим обстоятельством определяется использование теневых источников накопления в ходе приватизации, значительный удельный вес теневого оборота, низкая собираемость налогов, коррумпированность государственной власти и множество иных негативных моментов современной экономической действительности.
Решение этих проблем состоит в идентификации реальных отношений собственности современного рынка и их адекватном управлении.
Для организации процессов управления принципиально важно согласовать юридическое понятие собственности с ее организационным строением, а также рассмотреть экономические аспекты управления федеральной собственностью.
С этой точки зрения необходимо выделить понятие объект собственности, который следует рассматривать как точку приложения различных управляющих воздействий. Можно сформулировать следующее определение - объектом собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.
В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д.
Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности.[13]
Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.
Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.
Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство.
В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.
Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.
В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.
Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти.
Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований.
Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности. Субъективное право собственника распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.[14]
Управление - элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.
Управление осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народно-хозяйственного эффекта.
Управление собственностью - как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.
В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время, выделяются насколько видов собственности:
недвижимое имущество;
государственные унитарные предприятия;
пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности.
В качестве основы процесса обращения государственной собственности, как правило, используется классификация собственности в системе определений ГК РФ: объекты, субъекты, формы и права собственности. Обращение к Гражданскому кодексу в качестве логической первоосновы для определения собственности как объекта управления, а в дальнейшем для определения допустимых правовых и других операций - класса управляющих воздействий на собственность понимается как гарантия строгого, законодательно обоснованного правового пространства управления.
Заключение
Подводя итог об органах и управлении федеральным имуществом можно сделать вывод о существенной роли этого правового института в регулировании административно-правовых норм организации управления собственностью. В силу своего материального свойства качественное регулирование процессов административного управления государственной собственностью является залогом социального и экономического благополучия населения любого государства.
В силу того, что собственность является важнейшим экономическим и политическим фактором развития общественного производства, внимание к государственной собственности обусловлено ее влиянием на природу социально-экономического строя страны, происходящие общественно-политические процессы.
Так как проблема регулирования управления государственной собственностью сочетает принципиальные положения двух крупнейших блоков отраслей российского права - частного и публичного, вопрос о собственности, традиционно считающийся одним из столпов гражданского права, и вопрос об управлении, представляющий основу публичного правопорядка, предстоит согласовать в рамках института административно-правового регулирования управления государственной собственностью.
На основании этого административно-правовое регулирование управления государственной собственностью в обобщенном понимании представлено в виде системы экономических, административных, правовых действий органов исполнительной власти, непосредственно управляющих объектами собственности по поводу организации воспроизводства, использования и трансформации ее объектов с помощью определенных принципов, форм и методов с целью реализации основополагающих социальных и экономических публичных интересов общества и государства.
В связи с этим показано, что государственная политика в области административно-правового регулирования управления государственной собственностью должна преследовать цели по увеличению доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью, оптимизации структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, вовлечению максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления и др.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2008. - № 267.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3, 4). - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. - 528 с.
3. Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011 № 346-ФЗ) // Российская газета. – 1995. - № 248.
4. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 (ред. от 24.05.2011 № 673) // Российская газета. – 2008. – 100.
5. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 г. (ред. от 25.08.2010 № 1060) // Российская газета. – 2004. - № 106.
6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 № 773) // СЗ РФ. – 2004. - № 11. - ст. 945.
7. О концепции управления государственным имуществом и приватизации в российской федерации: Постановление Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024 // СЗ РФ. – 1999. - № 39. - ст. 4626.
8. О разграничении государственной собственности в российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: Постановление Правительства РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 (ред. от 24.12.1993 № 5475-1) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. - № 3. - ст. 89.
9. О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: Постановление Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 432 (ред. от 29.03.2011 № 223) // СЗ РФ. – 2008. - № 23. - ст. 2721.
10. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики: учебно-методические материалы / А.П. Лончаков. – Хабаровск, 1998.
11. Вещные права в гражданском праве России: учебное пособие / Л.В. Щенникова. - М.: Бек, 2006.
12. Право государственной собственности в России / В.К. Андреев. – М., 2004. – 240 с.
13. Публичная собственность в России: конституционные основы / В.Д. Мазаев. – М., 2004. – 384 с.
14. Система государственного управления: кн. 1. Управление и право / В.Я. Афанасьев, Н.И. Глазунова. - М.: ГУУ, 2009.
15. Система государственного управления: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Пикулькин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
16. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
17. Управление государственной собственностью: учебник / под ред. В.И. Кошкина. – М., 2002. – 664 с.
Информация о работе Органы управления федеральным имуществом и их компетенция