Отдельные органы государственной власти во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

При Наполеоне I централизация государственного аппарата и его
институционализация усилились. Он подписал конкордат с Ватиканом, давший
государству эффективный контроль над церковью, выработал гражданский кодекс,
создал институт префектов и супрефектов, назначил комиссаров полиции во все
города, организовал жандармерию. Наполеон заимствовал основные элементы
французской бюрократической системы из двух институтов французского общества
— армии и церкви, которыми он искренне восхищался. В представлении Наполеона
идеальный имперский чиновник должен был быть «наполовину военным, наполовину
священником». Поэтому наполеоновская бюрократия была основана на трех
принципах: иерархии, дисциплине, унификации. Именно в этот период были
созданы основные институты французского государства и сформировались
традиции французской бюрократии.

Содержание

I. Введение
II. Конституция Пятой Республики
III. Отдельные органы государственной власти
1) Центральные органы государственной власти
2) Региональное и местное самоуправление
3) Органы судебной власти Франции
IV. Особенности государственной службы во Франции
V. Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

даурен курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)

легистратуры, т.е. всего времени, на которое избраны члены палаты, а

Председатель  Сената избирается после каждого  частичного обновления этой палаты.

Открытие и  закрытие сессий осуществляется декретом Президента Республики.

Законы принимаются  Парламентом (статья 34 Конституции). Любой  законопроект или

законодательное предложение последовательно рассматриваются в обеих палатах

Парламента для  того, чтобы был принят идентичный текст.

Во французском  Конституционном праве существует различие между

законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся

Правительством  Франции, а законодательные предложения - членами Парламента.

Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное

предложение не было принято после двух чтений в каждой палате или, если

правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в

каждой из палат  Премьер-министр имеет право созвать  заседание смешанной

паритетной  комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений,

по которым  остаются разногласия.

Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством

на одобрение  обеих палат. Ни одна поправка к нему не может быть принята

без согласия правительства.

Парламент принимает  проекты финансовых законов. Если Национальное собрание не

приняло решения  по проекту в первом чтении в течение  сорока дней после его

внесения, Правительство  передает проект на рассмотрение Сената, который

должен принять  решение в течение пятнадцатидневного срока.

Конституция очень  подробно регламентирует все случаи отклонений

законопроектов  и законодательных предложений, однако даже без подробного

изложения в  настоящем пособии видно, что  законодательная власть во Франции

более ограничена, чем исполнительная. И все же права  члена Парламента

достаточно защищены Конституцией (статья 26).

Член Парламента обладает правом депутатской неприкосновенности

(иммунитетом). Это означает, что ни один член Парламента не может

подвергаться  преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные

мнения или  за голосование при исполнении им своих функций.

Ни один член Парламента во время сессии не может  подвергаться преследованию или

аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он

входит, за исключением  случаев задержания на месте преступления.

Парламент сам  вправе учреждать комиссии по расследованию  и контролю и особые

комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности и т.д.).

Правовое положение  членов Парламента существенно не отличается от избранных

представителей  других стран.

Они рассматриваются  как представители всей нации  и выполняют свои функции на

основе представительного, а не императивного мандата, который в

соответствии  со статьей 27 Конституции является недействительным.

Для того, чтобы  сделать окончательный вывод  о полномочиях Парламента, достаточно

ознакомиться  с перечнем законодательных актов, которые им принимаются (эти

законы перечислены  в статье 34 конституции). Все области, находящиеся за

пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению  исполнительных органов

власти.

Центральными  органами конституционного контроля во Франции являются:

Конституционный совет и Государственный совет.

Конституционность актов, исходящих от государственных  органов,

рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным  советом,

от органов  исполнительной власти - Государственным  советом.

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает  жалобы,

связанные с  правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости

и несовместимости  должностей, возникающие в отношении  членов Парламента.

Совет обсуждает  регламенты палат Парламента до их применения для проверки их

соответствия  Конституции.

Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов

Президента (участвует  в подготовке выборов, в производстве операций по

выборам и в  объявлении их результатов). Совет дает консультации Правительству

по организации  выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в

Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения

кандидатов, публикует  составленный им список. На практике Конституционный

совет рассматривает  жалобы, участвует при введении в  стране чрезвычайного

положения (статья 16 Конституции) наблюдает за проведением  референдума и

объявляет его  результаты,

Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия

законодательных и иных нормативных актов Конституции  страны, а также контроль

за соответствием  международных договоров Основному  закону.

Кроме того, на Конституционный  совет возложены обязанности  по разрешению споров

о распределении  компетенции между законодательной  и исполнительной властью.

Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции

и как консультативный  орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет

контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также

обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных

административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной

палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д.

В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции он дает предварительные

заключения по законопроектам Правительства. Совет  консультирует Правительство

и министров  по юридическим вопросам.

Высший  орган магистратуры - высший административный орган по делам

французских судей  и прокуроров. Обеспечивает независимость  судебной власти. 
 

2) Региональное и  местное самоуправление

Вся система  местных органов Франции строится в соответствии с

административно-территориальным  делением. Они представлены коммунами,

департаментами  и регионами, где являются выборными органами. Основу

территориальной организации составляют коммуны. Коммуна  насчитывает

приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным  советом и мэром,

который является органом исполнительной власти. Совет  управляет делами коммуны.

Он принимает  решения по вопросам, затрагивающим  интересы ее граждан по всем

социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает  необходимые службы

(больницы, рынки,  дороги, музеи, школы и т.д.).

Основной единицей административно-территориального деления  Франции являются

департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так

называемых заморских  департаментов. К ведению департаментского Совета относится

принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация

департаментских служб, управление имуществом департамента. Исполнительным

органом департамента является председатель генерального совета (ранее это

называлось службой  префекта). Председатель подготавливает и исполняет

решения Совета, несет ответственность за управление департаментом, является

распорядителем  кредитов, а также главой административных и технических служб

департамента.

Самой крупной  единицей в административном делении  Франции является регион.

Регионы имеются  и в заморских территориях. В  принципе, регион похож на

департамент. У  них примерно одни и те же органы власти и управления. Однако в

отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические  и социальные

комитеты и  региональный комитет по займам. В  регионе действует своя счетная

палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является

исполнительной  властью в регионе.

Французское местное  и региональное управление строится на основе сочетания

управления и  самоуправления. Управление осуществляют назначаемые чиновники

(комиссары  Республики, супрефекты и др.). Самоуправление предоставлено

выборным органам  согласно Европейской хартии о местном  самоуправлении

(Приложение 1). Комиссар  Республики назначается в каждый  департамент Советом

министров. В  регионе комиссар Республики наиболее значительного департамента

является комиссаром региона. Комиссар Республики представляет "каждого из

министров" и "несет ответственность за национальные интересы, за соблюдение

законов и поддержание  общественного порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982

г.). Финансовый контроль

осуществляет  региональная счетная палата. Она  проверяет счета местных

коллективов, их законность и "надлежащее использование  кредитов, фондов и

ценностей".

В Париже государство  представлено двумя должностными лицами - Комиссаром

Республики и  Префектом полиции. Париж одновременно представляет и коммуну, и

департамент, а  его органом является Совет Парижа. 
 

3) Органы судебной  власти Франции

Судебная система  Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О

судебной власти".

Как уже указывалось  выше, Президент страны в соответствии со статьей 64

Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей

устанавливается органическим законом". "Судьи  несменяемы".

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако,

исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом

гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов

административной  юстиции). Закон 1977 г. установил, что  расходы на

осуществление правосудия при рассмотрении гражданских  и административных дел

<

Информация о работе Отдельные органы государственной власти во Франции