Содержание
Введение 2
1. Основные
подходы к исследованию систем управления… 3
1.1 Диалектический
подход к исследованию систем управления 3
1.2 Процессный
подход к исследованию систем управления 6
1.3 Ситуационный
подход к исследованию систем управления 8
1.4 Функциональный
подход к исследованию систем управления 11
1.5 Рефлексивный
подход к исследованию систем управления 12
1.6 Системный
подход к исследованию систем управления 15
1.7 Комплексный
подход к исследованию систем управления
17
Заключение
19
Список
использованных источников.
22
Введение
В условиях
динамичности современного производства
и общественного устройства управление
должно находиться в состоянии непрерывного
развития, которое сегодня невозможно
обеспечить без исследования путей и возможностей
этого развития, без выбора альтернативных
направлений. Исследование управления
осуществляется в каждодневной деятельности
менеджеров и персонала и в работе специализированных
аналитических групп, лабораторий, отделов.
Необходимость в исследованиях систем
управления продиктована достаточно большим
кругом проблем, с которыми приходится
сталкиваться многим организациям. От
правильного решения этих проблем зависит
успех работы этих организаций. Решение
же этих проблем не возможно без системного
подхода к ним, что делает тему курсовой
работы актуальной. Практической значимостью
работы является необходимость сформулировать
основные подходы к исследованию систем
управления организации.
Целью
исследования является - необходимость
раскрыть сущность основных подходов
к исследованию.
Задачами
исследования являются: рассмотреть
понятия используемые при изучении
систем управления; определить методологию
исследования систем управления.
Предметом
исследования являются - основные подходы
к исследованию систем управлении.
1. Основные
подходы к исследованию систем управления
1.1 Диалектический
подход к исследованию систем управления
Методология
исследования - это совокупность
целей и исходных идей, путей,
средств и методов изучения
явлений. подхода к исследованию
оказывает самое существенное
влияние на процесс его проведения
и результативность, так как от
этого во многом зависит направленность
всех исследовательских работ.
Большая часть изучаемых объектов
- динамичные, внутренне взаимосвязанные
объекты, взаимодействующие с
внешней средой, поэтому одним
из наиболее приемлемых подходов
их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из
сущности диалектики, которая представляет
собой учение о всеобщих связях
явлений и наиболее общих закономерностях
развития бытия и мышления. Базовым
законом этого учения выступает
закон единства и борьбы противоположностей,
а основополагающим принципом
- принцип всеобщих связей явлений.
Это значит, что для изучения
какого-либо предмета необходимо
рассмотреть все его стороны
и связи. При этом развитие,
как общий процесс, проходит
периодически повторяющиеся ступени,
но каждый раз на более высоком
уровне и все это осуществляется
по спирали.22 Макашева З.М. Исследование
систем управления. М., КНОРУС, 2008. - С.42
Спиралеобразное движение обеспечивает
постоянное накопление знаний
и достижение с течением времени
новых уровней развития. Помимо
закона единства и борьбы противоположностей
диалектики в ходе познания
следует руководствоваться такими
законами, как переход количества
в качество, отрицание отрицания,
реализуя при исследовании принципы
восхождения от абстрактного
к конкретному, единства анализа
и синтеза, логического и исторического,
выявления в объекте разнокачественных
связей и их взаимодействия. Рассматриваемый
подход предопределяет необходимость
использования соответствующих
принципов. Принципы являются
средством конкретизации подхода.
Они, отражая практику успешного
исследования, влияют на его результат,
а также выступают в качестве опорных
моментов в проведении исследования, критериев
промежуточной оценки эффективности,
ограничителей позитивного движения к
истине и практической значимости. Система
принципов диалектического подхода к
исследованию включает в себя по меньшей
мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены
на рисунке Б1.11 Роберт М. Энциклопедия
современного управления. М., ВИПКэнерго,
1992. - Т. 1-5. Принцип объективности, который,
быть может, наиболее ярко проявляется
в фактологии исследования, построении
гипотез, оценках его результатов. Принцип
движения и развития. Все явления необходимо
рассматривать с учетом их функционирования
и изменения качества, увеличения жизнеспособности,
приспособления к условиям. Принцип противоречивости
является важнейшим принципом диалектического
подхода. Он предписывает поиск противоречий,
как ведущей силы всяких изменений. Он
включает в себя и соответствующую оценку
альтернатив, действия противоположностей,
связей и зависимостей. Принцип научности,
который устанавливает функции исследования,
заключающиеся в необходимости описания,
объяснения и предвидения явлений. Действительная
научность проявляется в возможности
предвидеть и на этой основе использовать
результаты исследования. Успешное предвидение-это
высший уровень эффективности исследования.
Все что человек способен проектировать
во благо своей жизни, является проявлением
возможности предвидения. Принцип проверяемости
практикой дополняет вышеназванный принцип
и определяет ориентацию на практическую
значимость исследования. Утверждение,
что практика является критерием истинности,
не пустой звук или отвлеченная мысль.
Это реальность любой исследовательской
деятельности и один из важнейших принципов
диалектического подхода. Принцип взаимодействия.
Диалектический подход построен на учете
разнообразия связей, их системности,
много вариантности. Принцип целостности
является необходимым и естественным
дополнением выше названного. Система
существует только в рамках определенной
целостности, которую надо увидеть, обнаружить,
найти границы любого явления, его отделенность
от среды. Конечно, целостность всегда
относительна, ее нельзя абсолютизировать,
но невозможно и игнорировать. Важным
принципом диалектического подхода является
и принцип относительности. Он заключается
в понимании и поиске ограничений, этапности
исследования, сравнительной оценке результатов,
определении условий их использования
и учета. Принцип относительности позволяет
формулировать критерии отбора или оценок.
Перечень принципов диалектического подхода
был бы неполным, если бы не было указано
и правило генетической и исторической
определенности. Каждое исследуемое явление
должно рассматриваться с позиций его
происхождения, этапов существования,
цепочки изменений и исторических тенденций.
В успехе любого исследования большую
роль играют средства и методы его проведения.
Диалектический подход реализуется и
в методах исследования. Эти методы проявляются
в способах разделения и соединения целого
и части, главного и второстепенного, необходимого
и случайного, статики и динамики, абстрактного
и конкретного и т.д. Полный состав диалектических
методов исследования представлен на
рисунке В1.Исходной позицией является
взаимосвязь противоречия и тождества.
Именно на этом методе построены все разновидности
анализа. Диалектические методы предполагают
любое явление рассматривать в двойственности
его свойств и характеристик, находить
их противоречия и взаимосвязь (обусловленность,
единство, зависимость). Свойства любого
явления расщепляются на противоположности
и предстают перед исследователем в виде
общего и особенного, качества и количества,
причины и следствия, содержания и формы
и т.д.
1.2 Процессный
подход к исследованию систем управления
Процесс
- последовательная смена состояний
в развитии чего-нибудь; развитие
какого-либо явления подход
известен применительно к управлению
в целом. Он рассматривает управленческую
деятельность как непрерывное
выполнение комплекса определенных
взаимосвязанных между собой
видов деятельности и общих
функций управления (прогнозирование
и планирование, организация и
т.д.). Причем выполнение каждой
работы общих функций управления
здесь также рассматриваются
в виде процесса, т.е. как совокупность
взаимосвязанных непрерывно выполняемых
действий, преобразующих некоторые
входы ресурсов, информации и
т.п. в соответствующие выходы,
результаты. Рычаги (определяют и регулируют
процессы, т.е. это процедуры, методы методики
исследования, требования заказчиков,
внутренней и внешней среды, законов и
т.п.) Входы Выходы (результаты (информация
и пр.) преобразования входов,Часто выход
одного процесса является входом для другого,
а сам процесс управления определяется
суммой всех связанно выполняемых функций.
В рамках такого подхода изучение СУ следует
рассматривать как выполнение исследовательских
работ и общих управленческих функций
по их реализации (исследовательского
управленческого цикла) в виде процесса
- непрерывной серии взаимосвязанных действий,
т.е как работу по достижению целей исследования.
При процессном подходе характерна ориентация
на совокупность непрерывно осуществляемых
действий по всем исследовательским работам
с их идентификацией и взаимосвязанным
общим управленческим функциям (прогнозированию,
планированию, организации работ, координации,
выполнению работ, регулированию, активизации
и стимулированию, учету, контролю и анализу),
преобразующих входы в выходы и представляет
собой процессный подход к исследованию
СУ. Технологически процессный подход
к исследованию осуществляется последовательно,
параллельно и последовательно-параллельно,
однако наиболее жизнеспособным из названных
подходов является последовательно-параллельнный.
Преимущество
процессного подхода состоит
в следующем:
- непрерывности
взаимосвязанного проведения исследовательских
работ;
- получении
синергетического исследовательского
результата;
- более
полном выполнении требований
к проведению исследований;
- постоянном
улучшении процессов, основанных
на объективных результатах исследования.
1.3 Ситуационный
подход к исследованию систем управления
В настоящее
время для ряда целей исследования
систем управления, обусловленных необходимостью
быстротечного изменения управления,
крайне важно оперативно провести работы
и принять обоснованные управленческие
решения. Такие цели могут ставиться
по мере возникновения непрогнозируемых
проблем управления, требующих быстрого
разрешения и связанных, например, с
внезапными изменениями на рынках,
необходимостью срочного заключения контракта,
проведением не в установленные
плановые периоды работ по реструктуризации
систем управления и т.п. В условиях
конкуренции цена задержки в проведении
исследования и принятия последующего
решения по его результатам даже
правильных управленческих решений
может оказаться очень большой,
т.е. необходимо повышать оперативность
проведения исследований систем управления.
В этих случаях следует использовать
ситуационный подход к исследованию
систем управления. Ситуационный подход
- это подход к исследованию объекта
(проблемы, явления, процесса) как к
системе, в которой выделены элементы,
внутренние и внешние связи, наиболее
существенным образом влияющие на исследуемые
результаты его функционирования, а
цели каждого из элементов определены
исходя из общего предназначения объекта.11
Мухин В.И. Исследование систем управления.
М., «Экзамен». 2006. - С.65 сущность которого
заключается в оперативном изучении сложившейся
ситуации и проведении исследовательских
работ на основе использования преимущественно
типовых процедур исследования и своего
рода методов «моментальных фотографий»
управленческой деятельности организации
и ее отношений с внешней средой. Однако
в любом случае тот или иной метод исследования
должен определяться конкретной сложившейся
ситуацией.11 Ситуация - конкретные обстоятельства,
которые оказывают влияние на систем управления
в рассматриваемый момент времени В общем
случае ситуационный подход к исследованию
методологически тесно связан с аналогичным
подходом к управлению, который сформировался
ранее и внес существенный вклад в теорию
управления. Изучая сложившуюся ситуацию
можно лучше понять как обусловившие ее
причины, так и воздействия, которые будут
в большей степени способствовать достижению
целей исследования систем управления
в конкретных условиях и обстоятельствах.
В реализации ситуационного подхода важно
представление исследователя о рассматриваемой
проблеме или задаче и соответствующих
решениях. В ситуационном подходе, также
как и в системном, должен использоваться
процессный подход. Ситуационный подход
может использоваться в следующих случаях:11
Ременников В.Б Разработка управленческих
решений. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - С.46
1. Если
сравнительно часто повторяются
типовые ситуации, требующие проведения
однотипных исследовательских работ
и этапов изучения систем управления,
когда заранее вырабатываются
стандартные исследовательские
процедуры, выводы и решения.
Это позволяет не тратить много
временных, трудовых и материальных
ресурсов на разработку методик
и проведение исследования, достаточно
лишь идентифицировать реальную
исследовательскою управленческую ситуацию
и по типовой схеме получить готовые выводы
и рекомендации по принятию решения. В
настоящее время это можно оперативно
сделать с помощью специально разрабатываемых
советующих компьютерных программ;
2. Когда
возникают ситуации, отличающиеся
от типовых и не имеющие
стандартных готовых исследовательских
процедур разрешения. Для данного
варианта возможно следующее:
- при
отклонение от типовой ситуации,
вызванной информационной неопределенностью
имеющейся информации, можно использовать
специально разрабатываемые советующие
компьютерные программой с нечеткой
логикой; выполнение таких «советов»
позволит сделать исследовательские
выводы и принять оптимальное
решение, но только с определенной
вероятностью;
- при
полном отклонении от типовой
ситуации и отсутствии информации
для принятия исследовательских
выводов следует использовать
методы ситуационного анализа
(например, факторного, балансового), что
не исключает применение аналитических
компьютерных программ.
При
использовании ситуационного подхода
объектами исследования могут
быть методы и стиль управления,
стратегия развития организации,
внутренняя и внешняя среда
организации, подсистема управления
качеством, затратами и др. Однако,
в ряде возникших ситуаций
объектом исследования может
быть и систем управления в
целом. Ситуационный подход к
исследованию систем управления
развивается вместе с наукой11
Наука - это сфера человеческой
деятельности, функция которой -
выработка и теоретическая систематизация
знаний о действительности; включает как
деятельность по получению нового знания,
так и ее результат - сумму знаний, лежащих
в основе научной картины мира; обозначение
отдельных отраслей научного знания и
техникой. В настоящее время он предполагает
использование экономических и логических
методов анализа, основных методов разработки
управленческих решений и соответственно
имеет связи информатикой, интеллектуальными
советующими и экспертными системами,
теорией принятия решений и другими науками.