Подходы используемые при исследовании административных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 12:43, реферат

Описание

Целью исследования является - необходимость раскрыть сущность основных подходов к исследованию.
Задачами исследования являются: рассмотреть понятия используемые при изучении систем управления; определить методологию исследования систем управления.

Содержание

Введение 2
1. Основные подходы к исследованию систем управления… 3
1.1 Диалектический подход к исследованию систем управления 3
1.2 Процессный подход к исследованию систем управления 6
1.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления 8
1.4 Функциональный подход к исследованию систем управления 11
1.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления 12
1.6 Системный подход к исследованию систем управления 15
1.7 Комплексный подход к исследованию систем управления 17
Заключение 19
Список использованных источников. 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 44.24 Кб (Скачать документ)

1.4 Функциональный подход к исследованию систем управления 

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней  среды. При этом исследуемая система  управления представляется в виде «черного ящика». Это позволяет рассматривать  отношения системы с другими  системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой  системе. Именно поэтому все то, что  отражает поведение и отношения  таким образом представленной функционирующей  системы, называют функцией, а подход функциональным. При изменении в  изучаемой системе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом  в «черном ящике» меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с  внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать  саму систему и получить новые  знания. Например, собрав информацию о  сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно  дать их прогноз. Функциональный подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при исследовании систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления 

В государственном  образовательном стандарте для  специальности «Менеджмент организации» записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских  работ в управлении. Рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - физиологическая  ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком  рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные  и приобретаемые) рефлексы. В течение  жизни условнее рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться  но и в определенной мере трансформироваться в безусловные. Обычно системы управления носят рефлекторный характер, так  как в большинстве случаев  при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию  системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие  система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная система  управления реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности  какого-либо элемента, стрессового  состояния менеджеров и т.п. Участие  человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума  трудно прогнозировать при наличии  у него стресса, ситуаций риска и  т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности  основного ее элемента - человека, а  это требует проведения аналитических  работ социально-экономического и  организационно-технического характера  и соответственно использования  различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр.) Следовательно, исследование любой системы управления должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области системы управления, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.Очевидно, что в процессе исследования системы управления исследователь должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но зависит от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Следовательно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса. Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной информации ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского «чутья».Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя. В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах. Предпочтительным представляется рефлексивный11 Рефлексия - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс  самопознания субъектом своих внутренних психосостояний. подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность. От ситуации и объема знаний исследователя зависит то, какой подход к исследователю доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает, как правило, тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее коструктивеный подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности. При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Системный подход к исследованию систем управления. 

Системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.11 Мишин В.М. Исследование систем управления. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - С.107Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.22 Мухин В.И. Исследование систем управления. М., «Экзамен». 2006. - С.65В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Рассмотрим  основные принципы системного подхода (системного анализа).

1. Целостность,  позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность  строения, т.е. наличие множества  (по крайней мере двух) элементов,  расположенных на основе подчинения  элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы  системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4.Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и уп-равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.7 Комплексный подход к исследованию систем управления. 

Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы - важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, учитываются не всегда. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации. Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный11 Интеграция - объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации  подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели. Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта до горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства. Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления. Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации. Интеграция дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых решений. Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления; на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Заключение 

 Исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний. Его также можно рассматривать, как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого либо явления (объектов) с целью определения законов и закономерностей его возникновения,функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состоянии в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике. Процессы дифференциации и интеграции наук и объективная необходимость внедрения в реальную действительность достижений науки наиболее ярко отражают научную и практическую роль исследований деятельности человека на Земле. В совокупности результаты исследований, безусловно, оказывают сильное влияние на всю цивилизацию, геополитику, безопасность стран, социальную,экономическую и техническую политику государств, общественное, социальное и профессиональное положение людей. Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов циклов, существенно изменивших человеческую жизнь на планете. Законы рынка формируют в настоящее время жесткую конкуренцию, в условиях которой от менеджеров организации требуется принятие новых эффективных управленческих решений, связанных, как правило, у управлением инновациями и соответственно проведением работ исследовательского характера, при этом количество принимаемых решений постоянно увеличивается, что обязывает менеджеров приобретать знания и умения по исследованию систем управления и широко использовать их в практической деятельности. Подход к исследованию является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности. Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно. Знание ускоряет опыт, но не устраняет его необходимости. Опыт экономит усилия и повышает вероятность успеха. Знания без опыта не много значат, и опыт без знаний не всегда эффективен и, как правило, недальновиден. 

Понятие 

Содержание  понятия 

1.  Диалектика - представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления 

2.Интеграция - объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации 

3 .Исследование - представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получение новых знаний 

4.Исследование систем управления- это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями 

5.Конкурентоспособность- комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналого в

6.Методология  исследования - это совокупность целей и исходных идей, путей, средств и методов изучения явлений 

7.Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания 

8.Подход к исследованию - исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его поведения 

9.Процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления  

10.Рефлекс  - (от лат. reflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему 

11.Система -  совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции 

12.Системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы 

13.Ситуация - конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систем управления в рассматриваемый момент времени 

Информация о работе Подходы используемые при исследовании административных систем