Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа
В процессе написания данной работы изучен ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических - в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими - что является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Введение
Глава 1. Политические права и свободы
1.1 Право на участие в референдуме
1.2 Избирательное право
1.3 Право на равный доступ к государственной службе
1.4 Право на обращение
1.5 Право на участие в отправлении правосудия
Глава 2. Публично-политические права и свободы
2.1 Свобода мысли и слова
2.2 Право на информацию
2.3 Право на объединение
2.4 Право на манифестацию
Глава 3. Реализация гражданами политических прав и свобод в РФ
3.1 Средства массовой информации (СМИ) и соблюдение политических прав и свобод граждан Российской Федерации
3.2 Роль телевидения в современном политическом обществе
3.3 Политический Интернет
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Политические права и свободы…………………………………...6
Глава 2. Публично-политические права и свободы……………………..16
Глава 3. Реализация гражданами политических прав и свобод в РФ….21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….32
Введение
Правовой статус личности - важный институт отрасли конституционного права. Своё воплощение он получил во второй главе Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, провозглашённая в ст. 2:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Однако конституционные права и свободы составляют относительно небольшую часть прав и свобод. Существует ряд факторов, от которых зависит выбор того или иного правового акта для закрепления прав и свобод:
Политические права и свободы относятся именно к конституционным правам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление её делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по природе своей неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признаёт, соблюдает, защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. Эта норма касается и политических прав и свобод.
Глава 1. Политические права и свободы
Политические права подразумевают в первую очередь управление делами государства и осуществление местного самоуправления. Это положение закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Они также имеют право участвовать в отправлении правосудия».
Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении делами государства - неотъемлемое демократическое начало в её организации.
Граждане Российской
Федерации имеют право
Непосредственное участие в управлении делами государства и местном самоуправлении выражается в следующих возможностях граждан России:
1.1 Право на участие в референдуме
Право граждан на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления может осуществляться как непосредственно, так и через представителей. Право на участие в референдуме относится к непосредственной форме.
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными пунктами - волеизъявление народа, голосование, результат. Волеизъявление народа означает, что на референдуме свою волю выражают совершеннолетние граждане страны или соответствующей территории. При этом избиратель отдаёт предпочтение одному из вариантов решения проблемы, если на референдум предложено несколько вариантов; если же предложено только одно решение, у избирателя есть возможность выразить своё согласие или несогласие. Особенно важен третий аспект - результат, последствия. Референдум потому и назван выражением власти народа, что образовавшаяся в результате голосования воля большинства имеет обязательное значение.
Базовые начала референдума закреплены в Конституции Российской Федерации.
Законодательное закрепление порядка проведения референдумов на федеральном уровне происходит в следующих нормативно-правовых актах:
Определённое
значение имеют постановления
В большинстве субъектов Российской Федерации есть отдельные законы о референдуме. В некоторых субъектах положения о референдуме включены в общий избирательный кодекс. В отдельных субъектах действует единый закон о порядке проведения, как референдума субъекта, так и местного. Эти акты не могут противоречить федеральному закону от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июня 2005 г.).
Референдумы в Российской Федерации по своему характеру различаются на виды: консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный. Так, на федеральном уровне является обязательным референдум по решению конституционного собрания о вынесении на всенародное голосование проекта новой конституции; при принятии в состав Российской Федерации иностранного государства или его части. На региональном уровне обязательным является референдум в субъектах Российской Федерации, объединяющихся в новый субъект. В некоторых республиках предусмотрен консультативный референдум, предшествующий принятию или изменению Конституции.
В России федеральный
закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
предусматривает возможность
Достоинством референдума является обязательная альтернативность предлагаемых решений. Органы власти могут подготовить и вынести на референдум какой-либо документ, который населению надо принять или отклонить, то есть в данном случае граждане не влияют на содержания решения, а определяют, быть ему или не быть.
Как с политической,
так и с конституционно-
1.2 Избирательное право
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у граждан согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации с 18 лет. В этом возрасте у граждан наступает полная правоспособность, т. е. способность самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности. Применительно к осуществлению избирательных прав граждан говорят об избирательной правоспособности, которая не отождествляется с гражданской дееспособностью гражданина. Общепринято различать избирательное право в объективном и субъективном смысле. Избирательное право в субъективном смысле есть совокупность юридических норм, регулирующих фактические отношения по выборам представительных органов и должностных лиц. Эти нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в различных избирательных законах. Субъективное избирательное право - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать Президента Российской Федерации, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления и право (возможность) быть избранным на соответствующий пост или в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое разграничение, принятое в науке конституционного права, сделано юридически в ст. 2 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Новая редакция указанного федерального закона детализировала избирательные правомочия гражданина, дополнив их правом участвовать в выдвижении кандидатов (список кандидатов избирательными объединениями). Причём выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с изменениями от 31 декабря 2005 г.)6. В целом новая редакция рамочного избирательного закона направлена на демократизацию практически всех стадий избирательного процесса: предвыборной агитации, контроля за проведением выборов, работы избирательных комиссий, установления итогов голосования, определения результатов выборов, ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Информация о работе Политические права и свободы человека и гражданина