Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа
В процессе написания данной работы изучен ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических - в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими - что является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Введение
Глава 1. Политические права и свободы
1.1 Право на участие в референдуме
1.2 Избирательное право
1.3 Право на равный доступ к государственной службе
1.4 Право на обращение
1.5 Право на участие в отправлении правосудия
Глава 2. Публично-политические права и свободы
2.1 Свобода мысли и слова
2.2 Право на информацию
2.3 Право на объединение
2.4 Право на манифестацию
Глава 3. Реализация гражданами политических прав и свобод в РФ
3.1 Средства массовой информации (СМИ) и соблюдение политических прав и свобод граждан Российской Федерации
3.2 Роль телевидения в современном политическом обществе
3.3 Политический Интернет
Заключение
Список использованной литературы
Целью публичного мероприятия согласно данному закону является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Закон содержит определения каждого вида манифестаций, названного в ст. 31 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Глава 3. Проблемы реализация гражданами политических прав и свобод в Российской Федерации
В структуру
политической системы обязательно
входит информационно-коммуникативная
подсистема, которая устанавливает
связи между институтами
Контроль и распределение политической информации – важный элемент в определении типа политических систем. В основе идеальной, подлинно демократической модели политической коммуникации лежит равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества. Этот обмен, без которого невозможно общение, следовательно, и достижение политического согласия не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам общества.
Общественное мнение формируется, прежде всего, под влиянием СМИ. И конечно, политические элиты пытаются сделать так, чтобы общественное мнение или, по крайней мере, преобладающая его часть склонялось в их пользу. Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующегося на более широкой ценностной основе.
Политические реформы начала 90-х гг. ХХ века привели к утрате государством монопольного права определять содержание, форму подачи, политический и идеологический уклон массовой информации.
Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека.
Особое значение среди этих прав имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам.
Средства массовой информации и коммуникации – это сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации. В СМИ включены: периодическая печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись, компьютерное накопление, обработка, передача и прием информации, система «Интернет» и др.
Действие СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации. Вследствие научно-технической революции СМИ вошли буквально в каждый дом, оказывают практически постоянное воздействие на членов любого сообщества. В силу их значимости и влияния средства массовой информации уже давно определяют как «четвёртую власть» в обществе после законодательной, исполнительной и судебной.
3.2 Роль телевидения в современном политическом обществе
В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д.
Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условий восприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменить другое. И, тем не менее, многочисленные исследования показывают, что именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политической коммуникации.
Главным качеством всех технических средств массовой коммуникации является способность удовлетворять информационные потребности каждого отдельного человека и общества в целом. Все многообразие передаваемой по ТВ информации концентрируется в новостях, которые по праву считаются «лицом телевидения». Видеть и показывать жизнь такой, какая она есть, давать максимально полную информацию о текущих событиях – все это во многом предопределило популярность теленовостей. Информационные выпуски, освещающие последние новости, составляют основу ежедневной сети телевизионного вещания. Они выходят в эфир в одно и то же определенное время, а все остальные телепередачи размещаются в интервалах между ними. Именно эти регулярные, преимущественно политические передачи новостей в значительной степени формируют у аудитории соответствующие политические взгляды, установки, ориентиры и ценности. Они выступают ареной и рупором реализации свободы слова, печати и других информационно-политических прав. Другие политические программы, по сути, направлены на углубление и закрепление этих установок и ориентиров.
Анализ роли СМИ в функционировании политической системы приводит к следующим выводам:
На сегодняшнем этапе развития гражданского общества политические права и свободы носят в известной степени либо декларативный, либо формальный характер. Возьмем, к примеру, право выбирать и быть избранным. Насколько человек действительно добровольно и осознанно участвует в этом процессе?
В период избирательных
кампаний на граждан ведется довольно
агрессивная атака с использова
Кроме того, обилие информации, подчас недостоверной, популистские предвыборные обещания отнюдь не способствуют правильному, действительно свободному, осознанному (а не под влиянием эмоций) выбору личности. Можно с уверенностью сказать, что современное общество всё больше и больше управляется через информационные потоки.
Вместе с тем
свобода слова и печати предполагает,
с одной стороны, возможность
широкой информированности
Вещание является национальным достоянием и его необходимо использовать на благо всего населения, а не отдельной его части. Следовательно, оно должно находиться под общественным контролем, обеспечивающим охрану интересов всех социальных групп. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее нужно подходить к составлению телевизионных программ. Необходимо учитывать религиозные, национальные, психологические, возрастные и другие различия людей, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности каждого человека соотнести себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими интересами, следить за тем, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной.
К сожалению, деятельность общественных организаций, имеющая позитивный смысл и результаты, средствами массовой информации просто игнорируется. Эти симптомы поведения если не антигражданского, то некомпетентного с точки зрения понимания и поддержки внутренней политики государства. Если гражданское общество в основе своей опирается на права человека, то СМИ по нежеланию связать воедино эти два понятия, защищая как будто права человека, обращают острие публичной власти к государству, не понимая того, что механизм осуществления этих прав создается не только и не сколько государством, но в первую очередь общественными структурами, получившими по Конституции Российской Федерации полноту гражданской инициативы самопроявления в общественной жизни.
3.3 Политический Интернет
В настоящее время огромную роль в функционировании политической системы играет Интернет. Политический Интернет обладает целым рядом особенностей, которые сегодня привлекают политиков: оперативность публикации информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на распространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности, визуализация и интерактивность. Роль политического Интернета как политтехнологического средства связей с общественностью особенно возрастает в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний.
Интернет позволяет создать наиболее полный образ кандидата, что труднее сделать с помощью только традиционных СМИ.
Интернет обеспечивает
оперативность связи с
Неподцензурность Интернета дает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации, что позволяет вести контрпропагандистскую деятельность с возможной дискредитацией конкурентов.
Интернет расширяет границы социологических исследований в период избирательных кампаний. Приглашение пользователей к участию в оценке имиджа кандидата, используя его видеофайлы или лозунги избирательной кампании, вполне реально. Политики активно используют Интернет для обобщения и учета различной информации, анализа мнений и настроений электората; получение политических данных в режиме реального времени со всего мира; анализа реакции пользователей Интернета на то или иное политическое явление.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности России. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта безопасность будет возрастать.
Но первой и главной функцией СМИ остается информирование общества о деятельности власти, политических деятелей, о выходящих в свет законах, других нормативных актах. Общество, граждане должны быть информационно подготовлены, их гражданские устремления необходимо подкреплять знаниями. СМИ наряду с информированием формируют и гражданскую позицию, придающую конкретность, целеустремленность и ясность понимания событий и действий политического свойства.
Заключение
В процессе написания данной работы изучен ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических - в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими - что является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Информация о работе Политические права и свободы человека и гражданина