Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:54, реферат
В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.
1. Понятие государственной службы и ее виды
В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. В таком широком понимании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государственных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.). Нетрудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.
Наряду со столь широким
пониманием государственной службы
существовала ее трактовка в узком смысле.
Соответственно государственной службой
считалось не любое выполнение непроизводственных
функций в той или иной государственной
организации, а только деятельность людей,
входящих в аппарат государственных органов,
в состав администрации государственных
предприятий и учреждений. Применительно
к сфере государственного управления
это означало, что государственная служба
представляет собой деятельность административно-
Нормами административного права регулировалась деятельность государственных служащих, составляющих административно-управленческий персонал, в то время как деятельность других категорий государственных служащих была объектом регулирования преимущественно нормами трудового права, т.е. как и рабочих.
Такой была ситуация до 1993 г. Конституция РФ 1993 г. закрепила в ведении РФ федеральную государственную службу (п. «т» ст. 71). В декабре 1993 г. Президентом РФ было утверждено Положение о федеральной государственной службе – по существу, первый нормативно-правовой акт, специально посвященный государственной службе. Дальнейшее развитие оно получило в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990). И сейчас имеются достаточные основания для того, чтобы получить ответ на вопрос: что представляет собой государственная служба в ее современном понимании?
В самом общем виде государственная служба понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 Закона).
Сразу же обращает на себя внимание
ограничительное понимание
Следующее ограничение понятия государственной службы связано с тем, что для того, чтобы быть признанным в качестве государственного служащего, необходимо занимать государственную должность, учрежденную в соответствующем государственном органе. Ограничение в данном случае состоит в том, что далеко не всякая должность, занимаемая лицом в аппарате того или иного государственного органа, признается в качестве государственной. Существуют специальные реестры (перечни) государственных должностей. А это свидетельствует о том, что не любой работник государственного органа может быть признан государственным служащим (например, лица обслуживающего персонала типа уборщика, гардеробщика, истопника и т.п.).
Наконец, даже занятие некоторых
государственных должностей не влечет
за собой автоматического
Какие же должности имеются
в виду в данном случае? Оказывается,
что это Президент РФ, Председатель
Правительства РФ, председатели палат
Федерального Собрания РФ, руководители
органов законодательной и
Государственные должности, не влекущие за собой признание лиц, их замещающих, государственными служащими, тем не менее учреждаются для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (ст. I Закона).
К какой же категории граждан можно в таком случае отнести Президента РФ, президента республики, губернатора области, министра, председателя государственного комитета и т.д.? Ясный и четкий ответ на этот вопрос практически отсутствует.
Можно ли после всего изложенного
считать, что под государственной
службой подразумевается
В русском языке термин «государственная служба» означает состояние на службе у государства, пребывание на государственной службе. Что же она собой представляет?
Законом определено следующее:
а) государственная служба есть профессиональная деятельность.
Но профессиональной является и деятельность инженера, врача, преподавателя и т.п. Значит, одного этого признака еще недостаточно для правильного понимания государственной службы;
б) государственная служба
внешне выражается в замещении государственной
должности. Сам по себе и этот признак
еще ни о чем не говорит, ибо, как уже отмечалось,
даже занимая такую должность, можно оказаться
за рамками государственной службы. Однако
должность как категория предусматривается
в качестве первичной ячейки организационной
структуры государственных предприятий
и учреждений. Так, государственные вузы
объявляют конкурсы на замещение вакантных
должностей профессорско-
в) государственная служба находит свое выражение в замещении особой категории государственных должностей – законодатель называет их государственные должности государственной службы. Их особенность заключена в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Это уже существенно отличает государственную службу от работы на государственных предприятиях и в учреждениях;
г) государственная служба выражается в ответственной деятельности по реализации служебных обязанностей, определяемых характером данной государственной должности государственной службы. Это наиболее значимый признак государственной службы;
д) государственная служба предполагает выполнение лицом, замещающим соответствующую должность, таких обязанностей, которыми обеспечивается реализация полномочий, которыми наделен данный государственный орган;
е) государственная служба
предполагает денежное содержание лица,
замещающего государственную
Приведенные положения в совокупности дают представление о современном понимании государственной службы.
Государственная служба в
видовом варианте подразделяется на:
а) федеральную;
б) службу субъектов РФ.
Кроме того, можно выделить военную службу, а также (предположительно) гражданскую службу. Особое место отводится муниципальной службе, которая по своему характеру не является государственной.
2.Понятие, принципы и задачи производства по делам об административных правонарушениях.
Административное
Производство по делам об административных правонарушениях — это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
своевременное, полное и
объективное выяснение
разрешение его в точном соответствии с законодательством,
обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений,
воспитание граждан в духе соблюдения законов.
Производство представляет
собой разновидность
законности,
демократизма,
оперативности,
принцип объективной истины и обеспечение права на закон.
Выяснение объективной истины по делу — важнейшая задача производства.
Право на защиту — тоже важный принцип.
Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп:
Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом применять властью акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (общ. инспектора, народные дружинники)
Родители, усыновители,
опекуны, руководители
Свидетели, эксперты,
специалисты, переводчики,
Иные лица и органы,
способствующие исполнению
Стадии производства:
Возбуждения дела;
Его рассмотрения и разрешения;
Обжалования или опротестования постановления по деду;
Исполнения постановления по делу
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.
Однако сущность задач производства по делам об административных правонарушениях выражается не только во всестороннем, полном, но и объективном выяснении обстоятельств каждого дела. Принцип объективности является важнейшим принципом по делам этой категории.
Этот принцип выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу. Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает внимательное, уважительное отношение как к самим участникам производства, так и к их ходатайствам и обращениям.
В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.
Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды