Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, контрольная работа
Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав - явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.
Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т. д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т. п. - ст. 5.14 КоАП); заведомо ложный вызов специализированных служб (полиции, скорой медицинской помощи, пожарной службы - ст. 19.13 КоАП).
В большинстве случаев
умышленную форму вины можно установить
лишь на основе анализа всех сторон
состава административного
Содержание умышленной вины
определяется характером административного
правонарушения, состав которого может
быть формальным или материальным.
Формальный признается такой состав
административного
Материальный состав административного
правонарушения включает в себя помимо
противоправного действия или бездействия
обязательное наступление в результате
их совершения общественно опасных
(вредных) последствий (например, мелкое
хищение, которое влечет для собственника
материальные потери, нарушение водителями
Правил дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств, повлекшее причинение
легких телесных повреждений или
материального ущерба). В этой связи
умышленная вина предполагает осознание
(понимание) нарушителем не только общественной
опасности и противоправности содеянного,
но и возможности наступления
вредных последствий его
Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.
Легкомыслие состоит в
том, что лицо предвидит возможность
наступления противоправного
Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.
Административное
При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает вредных последствий своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями. При этом он рассчитывает на свои силы, знания, опыт и другие возможные обстоятельства. И если вредные последствия все же наступают, нарушитель несет ответственность за свою самонадеянность.
При небрежности нарушитель
не предвидит возможности
Неосторожную вину необходимо
отличать от невиновного причинения
вреда, т.е. казуса или случая, при
котором административная ответственность
лица не наступает. Суть дела здесь
состоит в том, что лицо не должно
было и не могло предвидеть общественно
опасные (вредные) последствия своих
действий. В частности, такие казусы
нередко встречаются при
Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, КоАП предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если это доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП). Во всех названных случаях цель выступает в качестве конститутивного признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признания названных действий административными правонарушениями. В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.
Информация о работе Понятие и юридический состав административного правонарушения