Понятие и общая характеристика правового положения пограничных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является комплексное изучение пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации . Для достижения указанной цели необходимо охарактеризовать правовую основу деятельности , полномочия и структуры органов , а также их взаимодействие с другими органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы организации и деятельности
1.1 Понятие Государственной границы Российской Федерации
1.2 Правовая основа деятельности
1.3 Полномочия
1.4 Структура
Глава 2 Порядок координации и взаимодействия с другими органами
2.1 Взаимодействие с Федеральными органами исполнительной власти
2.2 Контроль и надзор
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 56.33 Кб (Скачать документ)

Академия  Федеральной Службы Безопасности                                  Российской Федерации

_________________________________________

                      Контрразведывательный  факультет

       Кафедра административного и международного права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине  “Административное право Российской Федерации”

на  тему: «Понятие и общая характеристика правового положения пограничных органов»

                            Выполнил: слушатель  Учебной группы К-122

                            рядовой  Курилин К.А.

Проверил:  
 
 

Москва  – 2011 

                                            

Содержание 

Введение

Глава 1 Основы организации  и деятельности

1.1 Понятие Государственной границы Российской Федерации

1.2 Правовая основа  деятельности

1.3 Полномочия

1.4 Структура

Глава 2 Порядок координации  и взаимодействия с другими органами

2.1  Взаимодействие  с Федеральными органами исполнительной  власти

2.2 Контроль и надзор

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В данной теме раскрыто понятие и правовое положение пограничных органов , которые осуществляют одно из основных направлений деятельности федеральной службы безопасности – пограничную деятельность . Данные органы осуществляют охрану и защиту Государственной границы и территориальной целостности Российской Федерации .

     Современные проблемы безопасности Российской Федерации носят комплексный , многогранный характер и их решение возложено на целый ряд органов , обеспечивающих безопасность Российской Федерации или участвующих в обеспечении безопасности. Эффективное решение всех проблем безопасности возможно только при участие всего спектра органов , как единой системы .

     Целью моей курсовой работы является комплексное изучение пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации . Для достижения указанной цели необходимо охарактеризовать правовую основу деятельности , полномочия и структуры органов , а также их взаимодействие с другими органами государственной власти.   
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Основы организации  и деятельности

1.1 Понятие Государственной  границы Российской  Федерации 

Понятие Государственной  границы Российской Федерации:

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии  вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Понятие государственной  границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим.

Фактический критерий - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Технический критерий - это обозначение соответствующей  линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.

Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов  с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.

Защита Государственной  границы как часть системы  обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной  пограничной политики Российской Федерации  заключается в согласованной  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических  и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

    Меры  по защите Государственной границы  принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством  Российской Федерации.

    Российская  Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров Российской Федерации.

    Защита  Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной  границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных  зон, особо охраняемых природных  территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

        Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Основными органами ,которые  обеспечивают охрану Государственной границы , являются пограничные органы.

1.2 Правовая основа  деятельности

Органы государственной  власти Российской Федерации осуществляют в сфере защиты Государственной  границы полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и ФЗ «О Государственной границе  РФ».

В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция, федеральные законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной  службы безопасности осуществляется также  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Россия имеет  самую протяженную в мире государственную  границу (протяженность сухопутного  участка составляет 14,5 тыс. километров, морского - 38,8 тыс. километров). Площадь континентального шельфа - 4,2 млн. кв. километров, исключительной экономической зоны - 8,597 млн. кв. километров. Это, на мой взгляд, предопределило необходимость наличия в Конституции значительного количества норм, имеющих непосредственное отношение к осуществлению пограничной деятельности.

В числе норм Конституции, имеющих непосредственное отношение к регулированию пограничной  деятельности, следует выделить целый  ряд положений, обладающих универсальным  характером, поскольку они в одинаковой мере применимы ко всем отраслям российской правовой системы в целом и  к "пограничному законодательству", в частности.

В преамбуле  Конституции говорится о государственном  единстве и суверенной государственности  России. Применительно к пограничной деятельности из этих положений следует, что соответствующие государственные органы обязаны принимать все возможные меры по обеспечению суверенитета России, ее независимости, безопасности и целостности. Это требование в полной мере применимо и при формулировании законодательных актов, посвященных вопросам пограничной деятельности. Такое толкование непосредственно вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П (пункт 4 мотивировочной части) (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 5.).

В соответствии со статьей 4 (часть 1) Конституции суверенитет  России распространяется на всю ее территорию. Данная конституционная норма самым непосредственным образом затрагивает пограничную деятельность, поскольку на основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.) пространственный предел действия государственного суверенитета России определяется именно ее государственной границей.

В силу статьи 4 (часть 2) Конституции она наряду с федеральными законами имеет верховенство на всей территории России. Принцип  верховенства Конституции по отношению  к пограничной деятельности обусловливает  необходимость строгого следования смыслу и содержанию конституционных  положений.

Данный конституционный  принцип подтверждается в части  первой статьи 4 Закона о границе, где  признается, что законодательство о государственной границе основывается на Конституции.

Существенное  значение для пограничной деятельности имеет норма статьи 27 (часть 2) Конституции, согласно которой каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации  имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Значительна роль в пограничной деятельности и положений статьи 55 (часть 3) Конституции, в силу которой права и свободы  человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

В отношении  пограничной деятельности эта норма  Конституции определяет, что при  наделении пограничных органов  определенного рода полномочиями федеральный  законодатель обязан соблюдать требования, в силу которых ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно, только если оно отвечает требованиям  справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и не ограничивает пределы  и применение основного содержания соответствующих конституционных  норм (Подобные разъяснения содержит, в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 года N 14-П// Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 30. Ст. 3214.

Непосредственным  образом основывается пограничная  деятельность и на положениях статьи 71 (пункты "м" и "н") Конституции, согласно которым безопасность, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, отнесены к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, Конституцией закрепляется принцип единства правового регулирования названых вопросов на всей территории России.

В силу статьи 76 (часть 1) Конституции по предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории России.

Информация о работе Понятие и общая характеристика правового положения пограничных органов