Понятие и принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание

Административное право- это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Алмазовой Алены Вениаминовны

Регистрационный номер: ГЛ0060189

Код предмета: АП00 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Понятие и принципы административного  права. Предмет и метод административно-правового  регулирования. Понятие и структура административно-правового режима? 
 

Административное  право- это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

     Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации  и деятельности органов исполнительной власти, регулируемых нормами административного  права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельность, а потому и обобщенно называется управленческой.

     Субъектами  управленческих отношений могут  быть все, кому нормы административного  права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.

     В зависимости от особенностей участников, управленческие отношения можно  разделить на следующие:

     - между соподчиненными субъектами  исполнительной власти, находящимися  на различном организационно-правовом уровне;

     - между несоподчиненными субъектами  исполнительной власти, находящимися  на одном организационно-правовом  уровне;

     - между субъектами исполнительной  власти и не находящимися в  их организационном подчинении (ведении)  государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

     - между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);

     - между субъектами исполнительной  власти и исполнительными органами  системы местного самоуправления;

     - между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

     - между субъектами исполнительной  власти и общественными объединениями;

     - между субъектами исполнительной  власти и гражданами.

      Управленческие  отношения также классифицируют в зависимости от конкретных целей их возникновения на, две группы:

      - внутренние (или внутриорганизационные,  внутрисистемные, внутриаппаратные). Эти отношения, связанные с  формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия  между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п.;

      - внешние, т.е. связанные с непосредственным  воздействием на объекты, не  входящие в систему органов  исполнительной власти.

      Нормы административного права регулируют:

      - устанавливают формы и методы  государственного управления, а  также способы обеспечения законности  в государственном управлении;

      - регламентируют порядок образования  органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, взаимоотношения органов власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

      - определяют правовое положение  граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

      - регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономических сферах. 

      Метод административного права - совокупность приемов и способов, с помощью  которых регулируются управленческие отношения.

      В качестве средств правового регулирования  административное права использует три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

      Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях предусмотренных правовой нормой.

      Запреты – фактически также предписания, но или иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

      Дозволения  – юридическое разрешение совершать  в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

      Методы  правового регулирования – это  способы воздействия на волю и  поведение участников правовых отношений.

      К методам правового регулирования, характерным для административного  права, относятся:

      - метод власти – подчинения, или  метод прямого распорядительства  – отношения в рамках административного  права строятся на подчинении  одного участника другому;

      - метод рекомендации – рекомендации  субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятии ее другим участником управления;

      - метод согласования – регулирует  отношения между участниками,  не находящимися между собой  в подчинении, в том числе в форме административного договора.

      Особенности административно-правового регулирования  управленческих общественных отношений  вытекают из сущности государственно-правовой деятельности и предмета административного  права:

      - для механизма правового регулирования особенно характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания;

      - административно-правовое регулирование  предполагает односторонность волеизъявления  одного из участников отношения  (т.е. властеотношения).

      Применение  методов административно-правового регулирования управленческих отношений направлено на :

      - установление определенного порядка  действий;

      - предоставление возможности совершать  либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных данной нормой;

      - предоставление возможности выбора  одного из предусмотренных административно-правовой  нормой вариантов должного поведения;

      - запрещение определенных действий  под страхом применения соответствующих  юридических средств воздействия. 
 

Вопрос 2.  Понятие системы административного  права и ее содержание. Особенности  административного права как  отрасли права? 
 

Система административного права – это  совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

      Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.

   Нормы административного права группируются также по правовым институтам.

      В общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления.

Схема Общей части административного  права:

      - нормы и институты, закрепляющие  принципы государственного управления;

      - нормы и институты, регулирующие  административно-правовой статус  граждан (физических лиц);

      - нормы, регулирующие государственную  службу и определяющие правовой  статус государственных служащих;

      - нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей;

      - нормы, определяющие формы и  методы государственного управления;

      - нормы, регулирующие административно-юрисдикционную  деятельность;

      - нормы. Обеспечивающие законность  управления.

      Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного  права. В свою очередь, она состоит  из трех частей:

     - управление экономикой (промышленностью, сельских хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью).

     - управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, культурой социальной защитой граждан).

     - управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией). 
 
 

    Вопрос 3. Понятие и виды источников административного права? 
     

     Источники административного права - это внешние  формы выражения административно- правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

     1. Конституция РФ, многие, из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Источниками административного права в настоящее время являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

     2. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы РФ, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты.

     3. Нормативные указы Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также  утверждаемые его указами положения.  Источниками административного  права является и указы высших  должностных лиц субъектов РФ.

     4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительства субъектов РФ.

     5. В межотраслевом и отраслевом  масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств, агентств и служб Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

     6. Источниками административного  права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

     7. Административно-правовые нормы  могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

Информация о работе Понятие и принципы административного права