Понятие и принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание

Административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Предмет административного права включает в себя общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управленческой деятельностью, а именно:
управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
управленческие отношения, возникающие в участием субъектов местного самоуправления;
отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Содержание

1. Понятие и принципы административного права. Предмет и метод административно – правового регулирования. Понятие и структура административно – правового режима…………………….……..……
2. Понятие системы административного права и ее содержание.
Особенности административного права как отрасли пра-ва.………….
3. Понятие и виды источников административного пра-ва………………
4. Понятие и виды службы и служащих в РФ……………………………
5. Понятие и значение правового акта управления. Виды и действие правовых актов управления

Работа состоит из  1 файл

кр административное право.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

 

 

  1. Понятие и принципы административного права. Предмет и метод административно – правового регулирования. Понятие и структура административно – правового режима…………………….……..……
  2. Понятие системы административного права и ее содержание.

     Особенности административного права как отрасли права.………….

  1. Понятие и виды источников административного права………………
  2. Понятие и виды службы и служащих в РФ……………………………
  3. Понятие и значение правового акта управления. Виды и действие правовых актов управления…………………………………………….
  4. Понятие и виды юридической ответственности. Особенности административной ответственности. Административное правонарушение и его состав……………………………………………………………….
  5. Понятие и виды административных наказаний. Наложение

    административного  наказания………………………………………….

  1. Понятие и виды субъектов административного права………………
  2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  3. Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………………………………….

Библиографический список …………………………………………………..

 

 

 

3

 

4

6

8

 

10

 

 

12

 

14

16

17

 

18

20


 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и принципы административного права.

Предмет и метод административно  – правового регулирования.

Понятие и структура  административно – правового  режима

 

Административное право – это  отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Предмет административного  права включает в себя общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управленческой деятельностью, а именно:

  • управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  • управленческие отношения, возникающие в участием субъектов местного  самоуправления;
  • отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Метод правового регулирования  – это совокупность правовых средств и способов, применяемых в ходе правового регулирования данного вида общественных отношений.

Суть методов административно  – правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

  • установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным административно – правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма;
  • запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (дисциплинарной иди административной ответственности);
  • предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно – правовой нормой;
  • предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно – правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли права, его регулятивная функция.

Выделяют следующие  виды административно – правовых режимов: пограничный режим; режим военного положения; режим чрезвычайного положения; режим чрезвычайных ситуаций;  паспортный режим; визовый режим; иные разрешительные и регистрационные режимы.

 

  1. Понятие системы административного права и ее содержание.

Особенности административного права как отрасли права.

 

Система административного  права – это целостная система объединенных едиными предметом и методов, принципами и целями, органически взаимосвязанная совокупность административно – правовых норм и институтов, расположенных в определенной логической последовательности.

Распространенным является деление административного права на общую и Особенную часть.

В составе Общей части  выделяются административно – правовые нормы и институты, регламентирующие и выявляющие характерные черты  административного права, его предмет, метод и определение, административно – правовые отношения и административно – правовые нормы, источники административного права; субъекты административного права – органы исполнительной власти: общественные объединения, государственная служба и государственные служащие, предприятия и учреждения, граждане; формы и методы реализации исполнительной власти: понятие и виды, правовые акты, административно – правовой договор; ответственность по административному праву (понятие и виды); административная ответственность и ее особенности; административные взыскания; дисциплинарная ответственность; законность и дисциплина, включая понятие и содержание законности и дисциплины в сфере исполнительной власти и способы их обеспечения; контроль и надзор; общий надзор прокуратуры; контрольные полномочия Президента РФ.

Особенная часть является наиболее развернутой и дифференцированной, поскольку включает сферы и отрасли  управления, а также управление в  межотраслевых сферах. Спецификой этой части административного права являются большая нормативно – правовая конкретизированность, раскрытие статуса и управления конкретными отраслями, сферами на соответствующем законодательном, нормативно – правом материале, поскольку речь идет об организации управления в конкретных отраслях (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, образование, культура, здравоохранение, оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела и многие другие отрасли управления), а также об управлении в межотраслевой сфере (экономика, финансы, статистика, таможенное дело, налоговая служба, стандартизация и сертификация и т.д.).

Особенностями административного  права как отрасли права являются:

  • тесное взаимодействие с другими отраслями права;
  • регулятивная роль административного права;
  • практический характер;
  • специфический предмет правового регулирования - нормы данной отрасли права регулируют определенные общественные отношения, которые относятся к сфере государственного управления;
  • нормы данной отрасли регулируют административно – правовую часть статуса гражданина и общественных объединений в их взаимоотношениях с исполнительной властью.

 

  1. Понятие и виды источников административного права

 

Под источниками административного  права понимаются высшие формы выражения  административно – правовых норм. Сложность и многообразие административно – правовых норм обуславливают значительное разнообразие источников административного права.

Рассмотрим основные источники административного права  и их основные особенности.

  1. Конституция Российской Федерации1. Конституция является основным источником российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно – правовую направленность, является по характеру источником административного права (например, ст. 110 – 117, ч. 2 ст. 77; ч.1, 2, 3 ст. 78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти).
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях2 играет важную роль среди источников административного права, являясь комплексным законом. Также значительное количество норм административного права содержат Таможенный кодекс РФ, Водный кодекс РФ и ряд других.
  3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы (например, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1и т.д.).
  4. Указы Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Федерального Собрания не всегда поспевает за потребностями и изменениями политического, социально – экономического и государственно – правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и административного (например, Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2).
  5. Постановления Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно  - правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правила, положения и иные акты, содержащие административно – правовые нормы либо целиком посвященные административно – правовым вопросам.  В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти (например, Постановление о Министерстве финансов РФ3). Источниками административного права являются также общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ (например, Положение о осуществлении наличных денежных расчетов4).
  6. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые органами исполнительной власти. В таких актах содержатся административно – правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли или сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственный) характер. Такие акты издают Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения, Министерство по налогам и сборам и т.д.
  7. Конституции и иные нормативно – правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

 

  1. Понятие и виды службы и служащих в РФ. Соотношение понятий

«государственный служащий», «лицо, замещающее государственную

 должность», «служащий государственной организации»?

 

Государственная служба – один из ключевых конституционных институтов. Государственная служба – сложный, комплексный и многогранный социально – правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, одни из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права. Принципиальное значение для становления и развития российской государственной службы имеет ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1.

Государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками  государственных органов в целях  выполнения задач и функций государства. В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственная в государственных органах и учреждениях и отличающаяся по содержанию и форме от труда рабочих.

Наличие разновидностей государственной службы обусловлено  действием принципов федерализма и разделения властей. Государственная служба включает в себя:

  • федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации»;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Различают также другие виды государственной службы. Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах и т.д.

В специальной литературе государственная служба подразделяется на два вида:

  • гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектах, в администрации области);
  • милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба).

Государственный служащий – это  индивидуальный субъект права, осуществляющий государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных организациях, учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют социально – культурный характер).

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий  в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Государственный служащий занимает государственную должность  только в государственном органе. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не включает деятельность служащих государственных предприятий и учреждений в государственную службу. Не является государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих политические государственные должности.

Лица, занимающие должности  в государственных органах, а  также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся признаками государственного служащего, государственными служащими не являются.

Служащие государственных  предприятий, организаций и учреждений, не относящихся к органам государственного управления отличаются от государственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом, а деятельность служащих государственных предприятий, учреждений и организаций связана с организацией процессов производства, социальной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

 

  1. Понятие и значение правового акта управления.

Виды и действия правовых актов управления.

 

Правовой акт управления – это правовая разновидность управленческого решения, представляющая юридически властный, принятый путем одностороннего волеизъявления полномочного субъекта административного права (органа исполнительной власти, органа управления (администрации) предприятия и учреждения, должностного лица) акт, имеющий предусмотренную законодательством форму и направленный на установление административно – правовых отношений в целях осуществления задач и функций в сфере исполнительной власти.

Правовые акты управления можно рассматривать как ведущую форму деятельности исполнительных органов и ряда других субъектов административного права. Это важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно – распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты управления принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально – культурной, административно – политической областями жизни страны.

Информация о работе Понятие и принципы административного права