Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения.

Содержание

Введение. ..3
1. Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации ..4
2. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства. Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства 12
2.1 Понятие гражданства Российской Федерации 12
2.2 Принципы гражданства Российской Федерации 13
2.3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………….15
2.4 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….18
2.5 Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства ……..……….22
3. Назвать и охарактеризовать стадии избирательного процесса ……..…….26
Список используемой литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 47.54 Кб (Скачать документ)

Общие нормы  направлены  на  фиксирование в  обобщенном виде определенных элементов регулируемых. Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм.

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части  финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных  применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По  характеру прав и обязанностей  конституционно-правовые нормы подразделяются  на управомочивающие, обязывающие  и запрещающие. Управомочмающие  нормы устанавливают право субъекта  совершать действия, предусмотренные  нормой. К ним относится большое  количество норм, определяющих права  человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие   нормы устанавливают  обязанность субъекта совершать  определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По  роли в механизме правового  регулирования различают материальные  и процессуальные конституционно-правовые  нормы. Материальные нормы определяют  содержание правового регулирования,  права и обязанности субъектов  права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ: «Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий  досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности»). Процессуальные нормы  закрепляют порядок реализации  предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает  порядок отрешения от должности  Президента РФ).

6. По  юридической силе конституционно-правовые  нормы различаются в зависимости  от того, какой акт является  источником нормы, а также от  разграничения предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой  обладают нормы Конституции РФ  как основного закона государства,  а также нормы, содержащиеся  в международных договорах, санкционированные  государством.

7. По  территории действия конституционно-правовые  нормы подразделяются на нормы,  которые действуют на всей  территории Российской Федерации,  и нормы, которые распространяются  на часть ее территории (субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих  перед исследователем.

 

2.Гражданство Российскойдшл Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства. Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства

 

2.1. Понятие гражданства Российской Федерации

Одним из основных элементов правового статуса  лица, определяющего его взаимоотношения  с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие  трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним; другие – как юридическое  отношение. В соответствии с федеральным  законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2001 года, в соответствии с которым оно приобретается  или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь  лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей.

По Конституции  РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства  или права изменить его.

Гражданство – это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право  каждого человека, закрепленное также  в международных актах. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.

Гражданство – правовое, а не просто фактическое  состояние. Гражданином государства  лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи  характеризуется тем, что отношения  гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия  государства, и, наоборот, по решению  государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта  длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или  приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

Гражданство каждого человека юридически оформляется  документами, подтверждающими это  гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором  содержится указание на гражданство  лица. Это необходимое условие  для того, чтобы отграничивать  конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса  других физических лиц, находящихся  на территории России, попадающих под  ее юрисдикцию, - иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек  имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека и в связи с этим присутствие иностранцев в любом  государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству  выбирать модель поведения в отношении  личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

 

2.2. Принципы гражданства Российской Федерации

Принципы  гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые  определяют сущностные черты отношений  гражданства. Они сформулированы в  статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве  Российской Федерации», а также в  Конституции РФ.

Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в  правах или привилегии по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано  и в части 2 статьи 19 Конституции  РФ.

Не менее  важными принципами гражданства  РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство –  необходимое условие его суверенного  статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в  некоторых республиках были приняты  свои законы о гражданстве. Единое гражданство  в связи с этим трактуется разными  исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два  гражданства: федеральное и гражданство  субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет  и федерации, и республик

Принцип равного гражданства означает, что  в России не существует деления граждан  на природных и натурализованных. Не имеет правового значения и  время приобретения гражданства.

Согласно  статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место  жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.

Еще одним  важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения  гражданства, следует заметить, что  государство не может расторгнуть  гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке  ни при каких обстоятельствах.

Неотъемлемость  гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или  выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных  граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при  въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным  гражданством, одно из которых - гражданство  России, в отношении его действует  запрет на выдачу другому государству.

Российская  Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без  гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан нередко  приводит к возникновению конфликтных  ситуаций. Поэтому одним из самых  важных принципов российского гражданства  является поощрение приобретения гражданства  лицами, его не имеющими. Для них  вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают  статус гражданина России.

Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.

Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому  толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства  отсутствуют положения, которые  каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства  сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

 

2.3. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Согласно  статье 11 закона «О гражданстве РФ»  от 31 мая 2001 выделяется как минимум  четыре основания приобретения гражданства  Российской Федерации:

- по рождению;

- в результате  приема в гражданство РФ;

- в результате  восстановления в гражданстве  РФ;

- по иным основаниям, предусмотренным Законом или международ-ным договором РФ.

Основным  и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства  в силу рождения, поскольку по современным  нормам международного права, ребенок  ни при каких условиях не должен остаться апатридом. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят  в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство  родителей различно, то вопрос о  гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок  приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это  действие так называемого «права крови» - приобретение гражданства  с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ.

Вторым  основанием приобретения гражданства  является натурализация – т.е. прием  в гражданство. Он связан со свободным  выбором лицом гражданства и  согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими  являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или  три года непрерывно непосредственно  перед обращением с ходатайством). Порядок оформления заявлений о  приеме в российское гражданство  разъясняется в Положении о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001.

Информация о работе Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации