Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения.

Содержание

Введение. ..3
1. Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации ..4
2. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства. Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства 12
2.1 Понятие гражданства Российской Федерации 12
2.2 Принципы гражданства Российской Федерации 13
2.3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………….15
2.4 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….18
2.5 Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства ……..……….22
3. Назвать и охарактеризовать стадии избирательного процесса ……..…….26
Список используемой литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 47.54 Кб (Скачать документ)

Что касается приобретения гражданства путем  восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство  России, но по каким-либо причинам его  утратили. Существуют различные формы  восстановления в гражданстве:

- в порядке  регистрации;

- признание  факта восстановления;

- по ходатайству  лица.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным  законом, относятся оптация, а также  усыновление ребенка.

Оптация как форма приобретения гражданства  связана с территориальными изменениями  и возможностью выбора гражданства  одного из двух государств, которая  вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в  случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении  соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства  в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России.

При усыновлении  или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного  представителя и компетентного  органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это  требуется, согласие ребенка на усыновление  или удочерение.

Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим  на его территории. В связи с  этим оно не чинит никаких препятствий  и предоставляет различные возможности  его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения  между государством и личностью.

2.4. Прекращение гражданства Российской Федерации

В статье 6 Конституции РФ закреплено право  на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что  никто не может быть лишен российского  гражданства по волеизъявлению государства.

Гражданство РФ может прекращаться по различным  основаниям:

- в результате  выхода из гражданства с учетом  волеизъявления и по инициативе  самого гражданина;

- на основании  международного договора (оптация);

- по иным  основаниям, предусмотренным Законом  о гражданстве РФ (усыновление,  удочерение ребенка иностранными  гражданами).

Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую  связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у  которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Основанием  утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений  в соответствии с международным  договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

Однако  существуют обстоятельства, при которых  выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных  статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

- если  гражданин имеет невыполненное  перед Российской Федерацией  обязательство, установленное Федеральным  законом (например, военная или  альтернативная гражданская служба  по призыву в Вооруженных силах  РФ);

- если  гражданин привлечен компетентными  органами РФ в качестве обвиняемого  по уголовному делу либо в  отношении его имеется вступивший  в силу и подлежащий исполнению  обвинительный приговор суда;

- если  гражданин не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда  обращался гражданин по поводу  приобретения нового гражданства,  не дало ему положительного  ответа.

 Государство  делает доступным приобретение  российского гражданства всем  желающим в соответствии с  законом. Личность имеет право  на гражданство и гарантию  того, что никто ее этого права  лишить не может. По вопросу  прекращения гражданства государство  создает некоторые препятствия,  но опять-таки, в рамках справедливости  и заботе о благополучии своих  граждан. Государство не может  разорвать связь с теми, кто  имеет какое-либо обязательство  перед российским обществом, а  также с теми, кто с утратой  гражданства РФ получит статус  апатрида, что нежелательно для  любого общества.

 

2.5. Полномочия органов ведающихвопросами гражданства

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и  его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления  по вопросам гражданства от лиц, проживающих  в России, составлять на основании  органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства  в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с  заявлениями документов взаимодействовать  с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или  прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они  также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

Решения, принятые органами МВД РФ, могут  быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или  сообщение о себе заведомом ложных сведений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и  учреждений, находящихся за пределами  РФ является Министерство иностранных  дел РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ за рубежом. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих  за рубежом и имеющих гражданство  РФ для поддержания связи с  соотечественниками.

Дипломатические представительства и консульские  учреждения РФ за рубежом принимают  заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении  гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции  решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства  РФ, осуществляют отмену принятых ими  решений по вопросам гражданства  РФ.

Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более  широкие полномочия по сравнению  с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут  быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В  этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.

 

 

3.Назвать и охарактеризовать  стадии избирательного процесса.

 

Избирательный процесс как юридический процесс  подготовки и проведения выборов  имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую  и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

Субъектная  составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной  кампании, которые вследствие наделения  их правами и обязанностями выступают  в качестве субъектов избирательного процесса.

Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные  сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных  прав российских граждан, выступают  в качестве одного из основных связующих  элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное  законодательство чрезвычайно скрупулезно  регламентирует временные параметры  избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение  или прекращение образующих его  отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы  предстают в процессе выборов  в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах.

Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных  действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется  в законодательстве и реализуется  на практике, прежде всего, как система  последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.

В избирательном  законодательстве Российской Федерации  в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами

Избирательный процесс в Российской Федерации  включает в себя установленную законом  совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадия избирательного процесса – более  широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих  из комплекса избирательных действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах  той или иной стадии организации  и проведения выборов. Вследствие этого  стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных  действий.

Среди стадий избирательного процесса в РФ различают  следующие:

  • назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
  • образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  • информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

Выборы  органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в  сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Выборы  назначает уполномоченный на то орган  или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

Для проведения выборов образуются избирательные  округа на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на соответствующей  территории, которые предоставляются  соответственно уровню выборов исполнительными  органами государственной власти или  органами местного самоуправления, а  также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная  комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему  образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных  единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в  каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно  – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая  ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после  ее утверждения.

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей образуются избирательные  участки. Избирательные участки  образуются главой муниципального образования  по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета  не более чем 3 тысячи избирателей  на каждом участке не позднее чем  за 45 дней до дня голосования на выборах.

Наряду  с основными (обязательными) стадиями необходимо различать факультативные стадии избирательного процесса. Для  факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование  только в том случае, если прямо  предусмотрены законодательством  о выборах и лишь при наступлении  упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией  избирательного процесса является стадия повторного голосования.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Задачей конституционного права является установление определенного социального порядка  в организации политической власти и в ведении политической деятельности. В целом, конституционное право  вбирает в себя все нормы, касающиеся организации и функционирования органов государственной власти.

Информация о работе Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации