Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:23, контрольная работа

Описание

В данной работе дана характеристика сервитутам как право на чужие вещи в римском частном праве, а так же раскрывается сущность понятия фидеикомисса. Права на чужие вещи устанавливают пользование или другие правомочия лиц в отношении чужих вещей, находящихся в чужой собственности. Эти права возникают либо путем соглашений собственником вещи, либо в силу других юридических фактов. Права на чужие вещи следует отличать от законных ограничений права собственности, устанавливаемых для упорядочения сосуществования самих собственников в целях охраны общественных интересов.
Рассмотрены общие положения, касающиеся сервитутов. Подробно рассмотрены предиальные сервитуты, уделено внимание защите сервитутов и вопросы владения правом. Представление о сервитутах как о правах (jura) возникло, вероятно, только с появлением городских земельных сервитутов, которые рассматривались как отличные от вещей, в состав которых входили или которым служили.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..…..3 стр.
1. Понятие и виды наследования…………………………………………………………..4 стр.
1.1. Наследование по завещанию…………………………………………………....5-6 стр.
1.2. Наследование по закону…………………..……………………………………..6-7 стр.
1.3. Наследование по праву представления……………………………………….….7 стр.
Сервитут в Римском праве.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….....8 стр.
2. Понятие и содержание сервитута……………………..……………………………..9-10 стр.
3. Виды сервитутов………………………………………………………………………..11 стр.
3.1. Предиальные сервитуты………………………………………………………11-13 стр.
3.2. Личные сервитуты…………………………………………………………...……13 стр.
4. Приобретение, утрата и защита сервитута………………………………………...14-15 стр.
Фидеикомиссы
Введение…………………………………………………………………………………....16 стр.
5. Понятие и содержание фидеикомисса……..………………………………………….17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….……...18 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..19 стр.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы.docx

— 61.92 Кб (Скачать документ)

      Возможно  было установление сервитута судебным решением (например, производя раздел общего земельного участка между  двумя собственниками, суд мог  установить в пользу одного из вновь  образуемых участков право проходить  и проезжать через другой участок).

      Иногда  сервитут возникал в силу закона (например, право отца на пользование имуществом подвластного сына).

      В некоторые периоды римской истории  допускалось также приобретение сервитута по сроку давности. Фактическое  осуществление сервитута, как будто  у данного лица имеется сервитутное право, считалось "как бы владением" сервитутом. Если такое квазивладение продолжается 10 лет (в некоторых случаях 20 лет), при том не тайно и не насильно по отношению к собственнику служащей вещи, то такой фактический пользователь признавался субъектом сервитутного права по сроку давности.

    Сервитут  утрачивался с гибелью вещи, пользование  которой составляло предмет сервитута. К физической гибели приравнивалась юридическая - превращение вещи во внеоборотную. Личный сервитут прекращался не только с гибелью предмета сервитута, но и со смертью его субъекта.

      В качестве права на чужую вещь сервитутное  право прекращалось, если оно соединялось с правом собственности на ту же вещь, например, собственник отчуждает вещь субъекту сервитутного права на нее - тогда применяется правило: nemeni res sua servit, никто не может иметь сервитутного права на свою вещь (поскольку у лица есть право собственности на данную вещь, сервитут на нее ему не нужен).

      Сервитут  прекращался вследствие отказа от него субъекта права, а также неосуществления в течение 10 лет (в некоторых случаях 20 лет).

    Защита  владения сервитутом

    Способы, какими в римском праве защищается владелец сервитута, представляют отражение  того постепенного развития, которое  испытало в римском праве понятие  владения правом. Так, защита дается владельцу не в области всех сервитутов, а тем, которые вообще пользуются защитою, она не дается в равном размере; иногда требуется bona fides, элемент, в существе дела совсем чуждый защите владения; наконец, замечательны также и иски: преторы и юристы старались сначала примкнуть к искам, существовавшим уже для защиты владения вещью, и только там, где это не удавалось, преторский эдикт вводил новые иски; поэтому защита владения сервитутом не основывается на едином общем принципе, а отличается пестротою и разнообразием поэтому удобнее отдельно говорить сельских и городских сервитутах.

           При известных условиях пользуется  самостоятельной судебной защитой  не только тот, кто доказал  свое сервитутное право (именно  в форме  confessoria in rem actio), но тот,  кто только фактически занимает  положение сервитутного обладателя, но не доказал своего сервитутного права. Другими словами, наряду с петиторной защитой сервитутов существует и посессорная защита их.

         Касаемо владения сельскими сервитутами,  то римское право защищало  только владение сервитутами воды и дороги, поэтому для этой цели преторский эдикт ввел следующие иски: Interdictum de itinere actuque privato: этот интердикт давался тому, кто осуществлял дорожный сервитут (iter, actus, via) не менее тридцати дней в последнем году до предъявления иска nес vi nес clam nес precario ab adversario, а теперь встречает в этом препятствия со стороны другого. Если он желает поправить испортившуюся дорогу и встречает в этом препятствия со стороны другого, то ему недостаточно доказать владение (так как пользоваться возможно и плохою дорогою), а необходимо доказать и существование права; этот спор решается особым процессом.

    В отношении владения городскими сервитутами, то правила римского права по этому предмету спорны. По мнению одних, владельческая защита применялась по всем городским сервитутам; другие держатся прямо противоположного взгляда: некоторые же утверждают существование владельческой защиты для положительных городских сервитутов, а не признают таковой для отрицательных.

    Правильность  третьего мнения следует из единственного  места, которое занимается нашим  вопросом ех professo; по этому фрагменту, владелец дома с пристройкою, протянутою в воздушное пространство соседнего участка, получает защиту против нарушений посредством int. uti possidetis. Это решение основано на следующем соображениях: владение положительным городским сервитутом так тесно связано с владением самим участком, что нарушение или отнятие владения сервитутом всегда заключает в себе нарушение владения самим участком; поэтому владелец участка посредством int. uti poss. достигает и защиты  владения положительным городским сервитутом.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фидеикомиссы

Введение

    Наследственное  право является одним из наиболее древних правовых институтов.

Возникновение института собственности поставило  перед обществом множество вопросов, в том числе и о том, что делать с имуществом после смерти человека, кому оно принадлежит и т.д. Кроме того, и развитие брачно-семейных отношений вызвало острую необходимость урегулирования этих вопросов. Институт наследования имеет очень длинную и сложную историю своего развития. Общество было поставлено перед выбором: с одной стороны свобода распоряжения своей собственностью, а с другой забота общества о близких наследодателя, которые, например, не могли сами себя обеспечить и жили только за счет иждивения.

    Наследование (в тесном смысле) есть преемство  универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или, при наличии нескольких наследников, - определенную долю имущества), как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, например, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он и не знал, и т. п.

    Наряду  с этим, римское право знает  и так называемое сингулярное  преемство после умершего лица, т. е. предоставление лицу отдельных прав; это - легаты, или отказы. 
         За всю историю своего развития и существования наследственное право обращало на себя внимание многих юристов. О проблемах, связанных с институтом наследования написаны целые тома. Однако изучения этого важнейшего элемента гражданских правоотношений актуально и по сей день.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Понятие и содержание фидеикомисса. 

    В практике жизни были нередки случаи, когда легаты оставлялись без  соблюдения форм цивильного завещания, а, например, распоряжением на случай смерти, не содержавшим в себе назначения наследника (такие распоряжения назывались кодициллами); иной раз распоряжение о предоставлении известного предмета из наследства определенному лицу было обращено к наследнику по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой; исполнять их или нет, было делом совести наследника: отсюда название этих распоряжений - фидеикомисс, т. е. порученное совести.

    В эпоху принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и тогда стали  подобны легатам.

   Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в  завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному  лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества. Преемство легатария (лица, в пользу которого назначен легат) носило сингулярный  характер, т.е. он являлся преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства, и на нем не лежала ответственность за долги наследодателя. Легат можно было оставить только в завещании, но нельзя было возложить легаты на наследника по закону.

    Однако  путем фидеикомисса можно было возложить  на наследника обязанность выдать другому  лицу также все наследство или  определенную долю его. Первоначально  и такой fideicomrnissum hereditatis приводил только к сингулярному преемству, а ответственность  по обязательствам, входившим в состав наследства, лежала на наследнике (хотя он и передавал все имущество  лицу, которому такой фидеикомисс  оставлен). Естественно, что при таком  положении охотников принимать  подобного рода наследство найти  было нелегко, и распоряжение наследодателя  оставалось без исполнения.

    Поэтому был внесен ряд поправок в регламентацию  таких фидеикомиссов, конечным результатом  которых было признание, что в  случае назначения fideicommissum hereditatis наследник  все же мог одну четверть наследства сохранить за собой, и что лицо, получившее в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, в соответствующей  доле несет и ответственность  за долги наследства, т. е. такой фидеикомисс  получил значение универсального преемства.

    В праве Юстиниана fideicomrnissum hereditatis, как  форма универсального преемства, сохранил значение. Другие фидеикомиссы (т. е. устанавливавшие  не универсальное, а сингулярное  преемство) были полностью уравнены с легатами (per omnia exaequata sunt).

     
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, наследование в римском  праве - переход имущества умершего лица к одному или нескольким лицам. Наследование - есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая  в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как  единое целое. Универсальный характер наследования проявляются в том, что к наследнику переходят сразу  и права и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что  наследник может приобрести в  составе наследства даже такие права  и обязанности, о существовании  которых он не знал. Также известно сингулярное преемство, т.е. предоставление лицу отдельных прав – так называемые легаты или отказы. Наследование возможно было или по завещанию или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный  в завещании не принимал наследства).

                  Особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания 2 оснований (завещания и  закона) при наследовании после одного и того же лица. В процессе наследования  необходимо различать открытие наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя. Но в момент открытия наследства имущество  еще не переходит к наследникам. Переход прав происходит только в  момент вступления в наследство, когда  наследник выражает волю принять  наследство.

    В данной работе так же дана характеристика сервитутам как право на чужие вещи в римском частном праве, а так же раскрывается сущность понятия фидеикомисса. Права на чужие вещи устанавливают пользование или другие правомочия лиц в отношении чужих вещей, находящихся в чужой собственности. Эти права возникают либо путем соглашений собственником вещи, либо в силу других юридических фактов. Права на чужие вещи следует отличать от законных ограничений права собственности, устанавливаемых для упорядочения сосуществования самих собственников в целях охраны общественных интересов.

             Рассмотрены  общие положения,  касающиеся  сервитутов. Подробно  рассмотрены предиальные сервитуты,  уделено внимание защите сервитутов  и вопросы владения правом. Представление  о сервитутах как о правах (jura) возникло, вероятно, только с появлением  городских земельных сервитутов, которые рассматривались как  отличные от вещей, в состав  которых входили или которым  служили.

    Необходимо  так же отметить, что система римского права оказала громадное влияние на последующее развитие законодательства и правовых учений и отдельные черты римского права имеют место в гражданском праве многих развитых стран мира.

    Именно  поэтому значение наследственного  права Древнего Рима, да и вообще всего римского частного права невозможно недооценить для развития гражданского права всех развитых государств.

   Точность  формулировок, ясность построения и  аргументации и глубокая жизненность, конкретность и практичность права  и вместе с тем полное соответствие всех юридических выводов интересам  господствующего класса - все это  является отличительными признаками частного римского права. Недаром многие римские  юридические выражения и формулы  перешли в века.

   Труд  римских юристов - это многовековой и лишь в незначительной степени  дошедший до нас труд, приведший  в первые века нэ. к детальной  разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной  хозяйственной жизнью того времени. Римские юристы придали римскому частному праву его место в  истории. Недаром еще в древности  говорили, что юристы «создали» римское  право. 

Список  литературы

1. Бирюков Ю.М, Государство и право Древнего Рима. М., 1969.

2. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право. Зерцало-М, 2010 г.

3. Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

4. Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.

5. Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.

6. Римское частное право: Учебник для ВУЗов Д. В. Дождев; Нерсесянс В. С. -2-е издание изм. И доп. М: Норм. 2003.

7. Римское право. Косарев А. И. - М., 1986.

8. Римское частное право: Учебник / Под ред. Новицкого И.Б. и Перетерского И.С. – М., 1994.

Информация о работе Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы