Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:23, контрольная работа
В данной работе дана характеристика сервитутам как право на чужие вещи в римском частном праве, а так же раскрывается сущность понятия фидеикомисса. Права на чужие вещи устанавливают пользование или другие правомочия лиц в отношении чужих вещей, находящихся в чужой собственности. Эти права возникают либо путем соглашений собственником вещи, либо в силу других юридических фактов. Права на чужие вещи следует отличать от законных ограничений права собственности, устанавливаемых для упорядочения сосуществования самих собственников в целях охраны общественных интересов.
Рассмотрены общие положения, касающиеся сервитутов. Подробно рассмотрены предиальные сервитуты, уделено внимание защите сервитутов и вопросы владения правом. Представление о сервитутах как о правах (jura) возникло, вероятно, только с появлением городских земельных сервитутов, которые рассматривались как отличные от вещей, в состав которых входили или которым служили.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..…..3 стр.
1. Понятие и виды наследования…………………………………………………………..4 стр.
1.1. Наследование по завещанию…………………………………………………....5-6 стр.
1.2. Наследование по закону…………………..……………………………………..6-7 стр.
1.3. Наследование по праву представления……………………………………….….7 стр.
Сервитут в Римском праве.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….....8 стр.
2. Понятие и содержание сервитута……………………..……………………………..9-10 стр.
3. Виды сервитутов………………………………………………………………………..11 стр.
3.1. Предиальные сервитуты………………………………………………………11-13 стр.
3.2. Личные сервитуты…………………………………………………………...……13 стр.
4. Приобретение, утрата и защита сервитута………………………………………...14-15 стр.
Фидеикомиссы
Введение…………………………………………………………………………………....16 стр.
5. Понятие и содержание фидеикомисса……..………………………………………….17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….……...18 стр.
Список литературы………………………………………………………………………..19 стр.
Возможно было установление сервитута судебным решением (например, производя раздел общего земельного участка между двумя собственниками, суд мог установить в пользу одного из вновь образуемых участков право проходить и проезжать через другой участок).
Иногда сервитут возникал в силу закона (например, право отца на пользование имуществом подвластного сына).
В
некоторые периоды римской
Сервитут утрачивался с гибелью вещи, пользование которой составляло предмет сервитута. К физической гибели приравнивалась юридическая - превращение вещи во внеоборотную. Личный сервитут прекращался не только с гибелью предмета сервитута, но и со смертью его субъекта.
В качестве права на чужую вещь сервитутное право прекращалось, если оно соединялось с правом собственности на ту же вещь, например, собственник отчуждает вещь субъекту сервитутного права на нее - тогда применяется правило: nemeni res sua servit, никто не может иметь сервитутного права на свою вещь (поскольку у лица есть право собственности на данную вещь, сервитут на нее ему не нужен).
Сервитут прекращался вследствие отказа от него субъекта права, а также неосуществления в течение 10 лет (в некоторых случаях 20 лет).
Защита владения сервитутом
Способы, какими в римском праве защищается владелец сервитута, представляют отражение того постепенного развития, которое испытало в римском праве понятие владения правом. Так, защита дается владельцу не в области всех сервитутов, а тем, которые вообще пользуются защитою, она не дается в равном размере; иногда требуется bona fides, элемент, в существе дела совсем чуждый защите владения; наконец, замечательны также и иски: преторы и юристы старались сначала примкнуть к искам, существовавшим уже для защиты владения вещью, и только там, где это не удавалось, преторский эдикт вводил новые иски; поэтому защита владения сервитутом не основывается на едином общем принципе, а отличается пестротою и разнообразием поэтому удобнее отдельно говорить сельских и городских сервитутах.
При известных условиях
Касаемо владения сельскими
В отношении владения городскими сервитутами, то правила римского права по этому предмету спорны. По мнению одних, владельческая защита применялась по всем городским сервитутам; другие держатся прямо противоположного взгляда: некоторые же утверждают существование владельческой защиты для положительных городских сервитутов, а не признают таковой для отрицательных.
Правильность
третьего мнения следует из единственного
места, которое занимается нашим
вопросом ех professo; по этому фрагменту,
владелец дома с пристройкою, протянутою
в воздушное пространство соседнего участка,
получает защиту против нарушений посредством
int. uti possidetis. Это решение основано на следующем
соображениях: владение положительным
городским сервитутом так тесно связано
с владением самим участком, что нарушение
или отнятие владения сервитутом всегда
заключает в себе нарушение владения самим
участком; поэтому владелец участка посредством
int. uti poss. достигает и защиты владения
положительным городским сервитутом.
Фидеикомиссы
Введение
Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов.
Возникновение
института собственности
Наследование (в тесном смысле) есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или, при наличии нескольких наследников, - определенную долю имущества), как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, например, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он и не знал, и т. п.
Наряду
с этим, римское право знает
и так называемое сингулярное
преемство после умершего лица, т.
е. предоставление лицу отдельных прав;
это - легаты, или отказы.
За всю историю
своего развития и существования наследственное
право обращало на себя внимание многих
юристов. О проблемах, связанных с институтом
наследования написаны целые тома. Однако
изучения этого важнейшего элемента гражданских
правоотношений актуально и по сей день.
5.
Понятие и содержание
фидеикомисса.
В практике жизни были нередки случаи, когда легаты оставлялись без соблюдения форм цивильного завещания, а, например, распоряжением на случай смерти, не содержавшим в себе назначения наследника (такие распоряжения назывались кодициллами); иной раз распоряжение о предоставлении известного предмета из наследства определенному лицу было обращено к наследнику по закону. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической защитой; исполнять их или нет, было делом совести наследника: отсюда название этих распоряжений - фидеикомисс, т. е. порученное совести.
В эпоху принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и тогда стали подобны легатам.
Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества. Преемство легатария (лица, в пользу которого назначен легат) носило сингулярный характер, т.е. он являлся преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства, и на нем не лежала ответственность за долги наследодателя. Легат можно было оставить только в завещании, но нельзя было возложить легаты на наследника по закону.
Однако путем фидеикомисса можно было возложить на наследника обязанность выдать другому лицу также все наследство или определенную долю его. Первоначально и такой fideicomrnissum hereditatis приводил только к сингулярному преемству, а ответственность по обязательствам, входившим в состав наследства, лежала на наследнике (хотя он и передавал все имущество лицу, которому такой фидеикомисс оставлен). Естественно, что при таком положении охотников принимать подобного рода наследство найти было нелегко, и распоряжение наследодателя оставалось без исполнения.
Поэтому был внесен ряд поправок в регламентацию таких фидеикомиссов, конечным результатом которых было признание, что в случае назначения fideicommissum hereditatis наследник все же мог одну четверть наследства сохранить за собой, и что лицо, получившее в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, в соответствующей доле несет и ответственность за долги наследства, т. е. такой фидеикомисс получил значение универсального преемства.
В праве Юстиниана fideicomrnissum hereditatis, как форма универсального преемства, сохранил значение. Другие фидеикомиссы (т. е. устанавливавшие не универсальное, а сингулярное преемство) были полностью уравнены с легатами (per omnia exaequata sunt).
Заключение
Таким
образом, наследование в римском
праве - переход имущества умершего
лица к одному или нескольким лицам.
Наследование - есть преемство универсальное.
Это значит, что наследник, вступая
в наследство, приобретает единым
актом все имущество
Особенностью
В данной работе так же дана характеристика сервитутам как право на чужие вещи в римском частном праве, а так же раскрывается сущность понятия фидеикомисса. Права на чужие вещи устанавливают пользование или другие правомочия лиц в отношении чужих вещей, находящихся в чужой собственности. Эти права возникают либо путем соглашений собственником вещи, либо в силу других юридических фактов. Права на чужие вещи следует отличать от законных ограничений права собственности, устанавливаемых для упорядочения сосуществования самих собственников в целях охраны общественных интересов.
Рассмотрены общие положения,
касающиеся сервитутов. Подробно
рассмотрены предиальные
Необходимо так же отметить, что система римского права оказала громадное влияние на последующее развитие законодательства и правовых учений и отдельные черты римского права имеют место в гражданском праве многих развитых стран мира.
Именно поэтому значение наследственного права Древнего Рима, да и вообще всего римского частного права невозможно недооценить для развития гражданского права всех развитых государств.
Точность
формулировок, ясность построения и
аргументации и глубокая жизненность,
конкретность и практичность права
и вместе с тем полное соответствие
всех юридических выводов интересам
господствующего класса - все это
является отличительными признаками частного
римского права. Недаром многие римские
юридические выражения и
Труд
римских юристов - это многовековой
и лишь в незначительной степени
дошедший до нас труд, приведший
в первые века нэ. к детальной
разработке всех юридических вопросов,
связанных с относительно сложной
хозяйственной жизнью того времени.
Римские юристы придали римскому
частному праву его место в
истории. Недаром еще в древности
говорили, что юристы «создали» римское
право.
Список литературы
1. Бирюков Ю.М, Государство и право Древнего Рима. М., 1969.
2. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право. Зерцало-М, 2010 г.
3. Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
4. Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.
5. Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.
6. Римское частное право: Учебник для ВУЗов Д. В. Дождев; Нерсесянс В. С. -2-е издание изм. И доп. М: Норм. 2003.
7. Римское право. Косарев А. И. - М., 1986.
8. Римское частное право: Учебник / Под ред. Новицкого И.Б. и Перетерского И.С. – М., 1994.
Информация о работе Понятие и виды наследования. Сервитута и фидеикомиссы