20.1.
Понятие, задачи
и стадии производства
по делам об
административных
правонарушениях
Производство
по делам об административных правонарушениях
- совокупность административно-процессуальных
норм и основанная на них деятельность
уполномоченных органов и должностных
лиц по применению мер административного
наказания.
Задачи производства
по делам об административных правонарушениях:
- всестороннее,
полное, объективное и своевременное выяснение
каждого дела;
- разрешение
дела об административном правонарушении
в соответствии с законом;
- обеспечение
исполнения вынесенного по делу об административном
правонарушении постановления;
- выявление
причин и условий, способствующих совершению
административных правонарушений.
Производство
по делам об административных правонарушениях
не может быть начато, а начатое
подлежит прекращению при наличии
хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие
события административного правонарушения;
- отсутствие
состава административного правонарушения,
в том числе недостижение физическим лицом
на момент совершения противоправных
действий (бездействия) возраста, предусмотренного
КоАП для привлечения к административной
ответственности, или невменяемость физического
лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);
- действие
лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта
амнистии, если такой акт устраняет применение
административного наказания;
- отмена закона,
устанавливающего административную ответственность;
- истечение
сроков давности привлечения к административной
ответственности;
- наличие по
одному и тому же факту совершения противоправных
действий (бездействия) лицом, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
постановления о назначении административного
наказания либо постановления о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении, либо постановления о
возбуждении уголовного дела;
- смерть физического
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении.
Стадии производства
по делам об административных правонарушениях
– относительно самостоятельная
часть производства, которой присущи
конкретные задачи, состав участников,
процессуальное оформление результатов.
Стадии
производства по делам
об административных
правонарушениях.
- возбуждение
дела об административном правонарушении
и административное расследование;
- рассмотрение
дела об административном правонарушении;
- пересмотр
постановлений и решений по делам об административных
правонарушениях;
- исполнение
постановлений по делам об административных
правонарушениях.
20.2.
Виды субъектов
производства по
делам об административных
правонарушениях
Субъект
производства по делам
об административных
правонарушениях – участник производства
по делам об административных правонарушениях,
обладающий необходимой административно-процессуальной
правосубъектностью, решающий процессуальные
задачи.
Виды субъектов
производства по делам об административных
правонарушениях:
- управомоченные
органы и должностные лица, наделенные
правом принимать юридические акты, документы,
разрешающие процессуальные задачи и
определяющие движение дела об административном
правонарушении;
- субъекты,
имеющие личный интерес в деле об административном
правонарушении;
- субъекты,
содействующие отправлению производства
по делам об административных правонарушениях;
- иные субъекты
производства по делам об административных
правонарушениях.
Управомоченные
органы и должностные лица, наделенные
правом принимать юридические акты,
документы, разрешающие процессуальные
задачи и определяющие движение дела
об административном правонарушении:
- субъекты,
правомочные в пределах компетенции, установленной
КоАП, рассматривать дела об административных
правонарушениях:
а) судьи (мировые
судьи);
б) комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав;
в) федеральные органы исполнительной
власти, их учреждения, структурные подразделения
и территориальные органы;
г) уполномоченные органы и учреждения
органов исполнительной власти субъектов
РФ;
д) административные комиссии, иные коллегиальные
органы, создаваемые в соответствии с
законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);
- должностные
лица, уполномоченные составлять протоколы
об административных правонарушениях
(ст. 28.3 КоАП);
- должностные
лица и иные субъекты, полномочные применять
меры обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;
- субъекты,
полномочные пересматривать постановления
и решения по делам об административных
правонарушениях:
а) районные судьи
по месту рассмотрения дела;
б) районные суды по месту нахождения коллегиального
органа, чье постановление (решение) обжалуется;
в) вышестоящий орган (должностное лицо);
г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);
- прокурор
вправе: возбуждать производство по делу
об административном правонарушении;
участвовать в рассмотрении дела об административном
правонарушении, представлять доказательства,
заявлять ходатайства, давать заключения
по вопросам, возникающим во время рассмотрения
дела; приносить протест на постановление
по делу об административном правонарушении
независимо от участия в деле, а также
совершать иные предусмотренные федеральным
законом действия (ст. 25.11 КоАП);
- субъекты,
контролирующие и обеспечивающие исполнение
постановлений по делам об административных
правонарушениях (глава 32 КоАП).
Субъекты,
имеющие личный интерес
в деле об административном
правонарушении: лицо, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении, потерпевший, законный
представитель физического лица, законный
представитель юридического лица, защитник,
представитель.
Лицо, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении, вправе:
- знакомиться
со всеми материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять
доказательства;
- заявлять
ходатайства и отводы;
- пользоваться
юридической помощью защитника;
- присутствовать
при рассмотрении дела;
- обжаловать
постановления (решения) по делу.
Потерпевший -
физическое или юридическое лицо, которым
административным правонарушением причинен
физический, имущественный или моральный
вред.
Потерпевший вправе:
- знакомиться
со всеми материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять
доказательства;
- заявлять
ходатайства и отводы;
- пользоваться
юридической помощью представителя;
- обжаловать
постановления по делу и др.
Законные
представители физического
лица– субъекты (родители, усыновители,
опекуны или попечители), осуществляющие
защиту прав и законных интересов физического
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним
либо по своему физическому или психическому
состоянию лишенного возможности самостоятельно
реализовывать свои права.
Законные
представители юридического
лица - субъекты (руководитель, иное лицо
в соответствии с законом или учредительными
документами юридического лица), осуществляющие
защиту прав и законных интересов юридического
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном производстве,
или юридического лица, являющегося потерпевшим.
Защитником выступает
адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую
помощь лицу, в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении.
Представителем выступает
адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую
помощь потерпевшему.
Защитник и
представитель допускаются к участию
в производстве по делу об административном
правонарушении с момента составления
протокола об административном правонарушении.
В случае административного задержания
физического лица в связи с административным
правонарушением защитник допускается
к участию в производстве по делу об административном
правонарушении с момента административного
задержания.
Свидетель -
лицо, которому могут быть известны обстоятельствадела
об административном правонарушении,
подлежащие установлению.
Свидетель вправе:
- не свидетельствовать
против себя самого, своего супруга и близких
родственников;
- давать показания
на родном языке или на языке, которым
владеет;
- пользоваться
бесплатной помощью переводчика;
- делать замечания
по поводу правильности занесения его
показаний в протокол.
Свидетель обязан:
- явиться по
вызову судьи, органа, должностного лица,
в производстве которых находится дело
об административном правонарушении;
- дать правдивые
показания, сообщить все известное ему
по делу, ответить на поставленные вопросы
и удостоверить своей подписью в соответствующем
протоколе правильность занесения его
показаний.
Понятой - любое
не заинтересованное в исходе дела об
административном правонарушении лицо,
которое выполняет удостовери-тельную
функцию при применении мер обеспечения
производства по делу.
Специалист -
любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое
к участию в производстве по делу об административном
правонарушении, не заинтересованное
в исходе дела, обладающее познаниями,
необходимыми для оказания содействия
в обнаружении, закреплении и изъятии
доказательств, а также в применении технических
средств.
Специалист вправе:
- знакомиться
с материалами дела об административном
правонарушении, относящимися к предмету
действий с его участием;
- с разрешения
судьи, должностного лица, лица, председательствующего
в заседании коллегиального органа, в
производстве которых находится дело
об административном правонарушении,
задавать вопросы, относящиеся к предмету
соответствующих действий, лицу, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
потерпевшему и свидетелям.
Специалист обязан:
- явиться по
вызову судьи, органа, должностного лица,
в производстве которых находится дело
об административном правонарушении;
- участвовать
в проведении действий, требующих специальных
познаний в целях обнаружения, закрепления
и изъятия доказательств, давать пояснения
по поводу совершаемых им действий;
- удостоверить
своей подписью факт совершения указанных
действий, их содержание и результаты.
Эксперт - любое
не заинтересованное в исходе дела лицо,
обладающее специальными познаниями в
науке, технике, искусстве или ремесле,
достаточными для проведения экспертизы
и дачи экспертного заключения.
Эксперт вправе:
- знакомиться
с материалами дела об административном
правонарушении, относящимися к предмету
экспертизы, заявлять ходатайства о представлении
ему дополнительных материалов, необходимых
для дачи заключения;
- с разрешения
судьи, должностного лица, председательствующего
в заседании коллегиального органа, в
производстве которых находится производство
по делу об административном правонарушении,
задавать вопросы, относящиеся к предмету
экспертизы, лицу, в отношении которого
ведется производство по делу, потерпевшему
и свидетелям;
- указывать
в своем заключении имеющие значения для
дела обстоятельства, которые установлены
при проведении экспертизы и по поводу
которых ему не были поставлены вопросы.
Эксперт обязан:
- явиться по
вызову судьи, органа, должностного лица,
в производстве которых находится дело
об административном правонарушении;
- дать объективное
заключение по поставленным перед ним
вопросам, а также требуемые объяснения
в связи с содержанием заключения.