Дело об административном
правонарушении считается возбужденным
с момента:
- составления
протокола осмотра места совершения административного
правонарушения;
- составления
первого протокола о применении мер обеспечения
производства по делу об административном
правонарушении, предусмотренных ст. 27.1
КоАП;
- составления
протокола об административном правонарушении
или вынесения прокурором постановления
о возбуждении дела об административном
правонарушении;
- вынесения
определения о возбуждении дела об административном
правонарушении при необходимости проведения
административного расследования, предусмотренного
ст. 28.7 КоАП;
- оформления
предупреждения или с момента наложения
(взимания) административного штрафа на
месте совершения административного правонарушения,
если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол
об административном правонарушении не
составляется.
Формы
стадии возбуждения
дела об административном
правонарушении:
- упрощенная
(назначение административного наказания
без составления протокола – ст. 28.6 КоАП);
- обычная (составление
протокола об административном правонарушении
– ст. 28.2 – 28.5 КоАП);
- сложная (административное
расследование – ст. 28.7 КоАП).
Доказательства
по делу об административном
правонарушении - любые фактические
данные, на основании которых судья, орган,
должностное лицо, в производстве которых
находится дело, устанавливают наличие
или отсутствие события административного
правонарушения, виновность лица, привлекаемого
к административной ответственности,
а также иные обстоятельства, имеющие
значение для правильного разрешения
дела.
В
зависимости от отношения
к доказываемому
обстоятельству доказательства бывают
прямые и косвенные.
По
источнику формирования различают
первоначальные и производные доказательства.
По
отношению к предмету
доказывания: обвинительные и оправдательные
доказательства.
По
содержанию: личные, вещественные.
Предмет
доказывания - обстоятельства, подлежащие
выяснению по делу об административном
правонарушении.
Обстоятельства,
подлежащие выяснению
по делу об административном
правонарушении:
- наличие события
административного правонарушения;
- лицо, совершившее
противоправное действие (бездействие),
за которое КоАП или законом субъекта
РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность
лица в совершении административного
правонарушения;
- обстоятельства,
смягчающие административную ответственность,
и обстоятельства, отягчающие административную
ответственность;
- характер
и размер ущерба, причиненного административным
правонарушением;
- обстоятельства,
исключающие производство по делу об административном
правонарушении;
- иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения
дела, а также причины и условия совершения
административного правонарушения.
Источниками
доказательств служат: протокол об административном
правонарушении, иные протоколы, предусмотренные
КоАП, объяснение лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении, показания потерпевшего,
показания свидетелей, заключения эксперта,
иные документы, показания специальных
технических средств, вещественные доказательства.
Протокол
об административном
правонарушении должен содержать:
- дату и место
составления;
- должность,
фамилию и инициалы лица, составившего
протокол;
- сведения
о лице, в отношении которого возбуждено
дело об административном правонарушении
(фамилия, имя, отчество);
- адрес места
жительства, фамилии, имена, отчества,
адреса места жительства свидетелей и
потерпевших (если они имеются);
- место, время
совершения и события административного
правонарушения;
- статью КоАП
или закона субъекта РФ, предусматривающую
ответственность за данное административное
правонарушение;
- объяснение
физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело;
- запись о
разъяснении лицу, в отношении которого
составлен протокол об административном
правонарушении, его прав и обязанностей;
- иные сведения,
необходимые для разрешения дела.
Протокол об
административном правонарушении составляется
немедленно после выявления совершения
административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное
выяснение обстоятельств дела либо
данных о физическом лице или сведений
о юридическом лице, в отношении
которых возбуждается дело об административном
правонарушении, протокол об административном
правонарушении составляется в течение
двух суток с момента выявления
административного правонарушения.
В случае проведения административного
расследования протокол об административном
правонарушении составляется по окончании
расследования в сроки, предусмотренные
ст.28.7 КоАП.
Экспертиза -
исследование, назначаемое судьей, органом,
должностным лицом, в производстве которых
находится дело об административном правонарушении,
на основании определения в случаях необходимости
специальных познаний в науке, технике,
искусстве или ремесле.
Под вещественными
доказательствами по делу об административном
правонарушении понимаются орудия совершения
или предметы административного правонарушения,
в том числе орудия совершения или предметы
административного правонарушения, сохранившие
на себе его следы.
Документы
признаются доказательствами, если сведения,
изложенные или удостоверенные в них организациями,
их объединениями, должностными лицами
и гражданами, имеют значение для производства
по делу об административном правонарушении
(в письменной и иной форме, материалы
фото– и киносъемки, звуко– и видеозаписи,
информационных баз и банков данных и
иные носители информации).
Под специальными
техническими средствами понимаются
измерительные приборы, утвержденные
в установленном порядке в качестве средств
измерения, имеющие соответствующие сертификаты
и прошедшие метрологическую проверку.
Административное
расследование проводится в случаях,
если после выявления административного
правонарушения в области антимонопольного
законодательства, законодательства о
рекламе, валютного законодательства,
законодательства о защите прав потребителя,
в области налогов и сборов, таможенного
дела, охраны окружающей среды, производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, пожарной
безопасности, дорожного движения и на
транспорте осуществляется экспертиза
или иные процессуальные действия, требующие
значительных затрат.
Стадия
возбуждения дела
об административном
правонарушении завершается:
- передачей
протокола об административном правонарушении
с другими материалами на рассмотрение
по подведомственности;
- вынесением
постановления о прекращении производства
по делу об административном правонарушении
(при наличии обстоятельств, исключающих
производство по делу об административном
правонарушении – ст. 24.5 КоАП);
- передачей
протокола об административном правонарушении
и других материалов дела по месту службы
лица, совершившего административное
правонарушение, для решения вопроса о
привлечении к дисциплинарной ответственности
(ст. 2.5 КоАП);
- прекращением
производства по делу и передачей материалов
прокурору, в орган предварительного следствия
или дознания при наличии в деянии лица
признаков преступления.
20.5.
Рассмотрение дела
об административном
правонарушении
Судья, орган, должностное
лицо при подготовке к рассмотрению
дела об административном правонарушении
выясняют:
- относится
ли к их компетенции рассмотрение данного
дела;
- имеются ли
обстоятельства, исключающие возможность
рассмотрения данного дела судьей, членом
коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно
ли составлены протокол об административном
правонарушении и другие протоколы, предусмотренные
КоАП, а также правильно ли оформлены другие
материалы дела;
- имеются ли
обстоятельства, исключающие производство
по делу;
- достаточно
ли имеющихся по делу материалов для его
рассмотрения по существу;
- имеются ли
ходатайства и отводы.
Рассмотрение
дела об административном правонарушении
невозможно, если:
- судья, член
коллегиального органа, должностное лицо,
рассматривающее дело, является родственником
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
потерпевшего, законного представителя
физического или юридического лица, защитника
или представителя;
- судья, член
коллегиального органа, должностное лицо,
рассматривающее дело, лично, прямо или
косвенно заинтересовано в разрешении
дела.
Определения, которые
могут быть вынесены при подготовке к
рассмотрению дела об административном
правонарушении:
- о назначении
времени и места рассмотрения дела;
- о вызове
лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП;
- об истребовании
необходимых дополнительных материалов
по делу;
- о назначении
экспертизы;
- об отложении
рассмотрения дела;
- о возвращении
протокола об административном правонарушении
и других материалов дела в орган, должностному
лицу, которые составили протокол, в случае
составления протокола и оформления других
материалов дела неправомочными лицами,
неправильного составления протокола
и оформления других материалов дела либо
неполноты представленных материалов,
которая не может быть восполнена при
рассмотрении дела;
- о передаче
протокола об административном правонарушении
и других материалов дела на рассмотрение
по подведомственности, если рассмотрение
дела не относится к компетенции судьи,
органа, должностного лица, к которым протокол
об административном правонарушении и
другие материалы дела поступили на рассмотрение,
либо вынесено определение об отводе судьи,
составе коллегиального органа, должностного
лица.
О прекращении
производства по делу об административном
правонарушении выноситсяпостановление.
Сроки
рассмотрите дела об административном
правонарушении:
- в 15–дневный
срок со дня получения протокола об административном
правонарушении и других материалов дела
(общий срок);
- общий срок
может быть продлен не более чем на один
месяц в случае поступления ходатайств
от участников производства по делу об
административном правонарушении либо
в случае необходимости в дополнительном
выяснении обстоятельств дела;
- в день получения
протокола об административном правонарушении
и других материалов дела, если правонарушение
влечет административный арест;
- не позднее
48 часов с момента задержания лица, подвергнутого
административному задержанию.
Порядок
рассмотрения дела об
административном правонарушении:
- объявляется,
кто рассматривает дело, какое дело подлежит
рассмотрению, кто и на основании какого
закона привлекается к административной
ответственности;
- устанавливается
факт явки физического лица или законного
представителя физического лица или законного
представителя юридического лица, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
а также иных лиц, участвующих в рассмотрении
дела;
- проверяются
полномочия законных представителей физического
или юридического лица, защитника и представителя;
- выясняется,
извещены ли участники производства по
делу в установленном порядке, выясняются
причины неявки участников производства
по делу и принимается решение о рассмотрении
дела в отсутствие указанных лиц либо
об отложении рассмотрения дела;
- разъясняются
лицам, участвующим в рассмотрении дела,
их права и обязанности;
- рассматриваются
заявленные отводы и ходатайства;
- выносится
определение о приводе лица, участие которого
признается обязательным при рассмотрении
дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
- выносится
определение о передаче дела на рассмотрение
по подведомственности в соответствии
со ст. 29.5 КоАП;
- оглашается
протокол об административном правонарушении,
а при необходимости и другие материалы
дела;
- заслушиваются
объяснения физического лица или законного
представителя юридического лица, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
показания других лиц, участвующих в производстве
по делу, пояснения специалиста и заключение
эксперта;
- исследуются
иные доказательства;
- в случае
участия прокурора в рассмотрении дела
заслушивается его заключение.