Конституционными
принципами государственной службы
являются:
- Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ этот принцип называется принципом законности. Государственный служащий обязан выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в которой он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ. В структуру принципа законности входит принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим как со стороны государства, так и со стороны граждан.
- Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Сущность этого принципа подразумевает организацию такой деятельности государственного аппарата, которая бы гарантировала права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и других сферах жизни.
- Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ определяет этот принцип как принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
- Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Главным содержанием этого принципа является создание государственной службы во всех ветвях органов российской государственной власти.
- Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой бы то ни было дискриминации.
- Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства. Этот принцип формально не закреплен в федеральных законах, однако в них содержатся очень важные положения, которые составляют содержание принципа внепартийности государственной службы. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Государственные служащие не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.
Организационно-функциональными
принципами государственной службы
являются:
- Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое его название – принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. Он может быть раскрыт в двух главных положениях – во-первых, нижестоящие (подотчетные лица) государственные служащие обязаны исполнять принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения; во-вторых, эти решения должностных лиц должны быть законными.
- Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Согласно этому принципу едиными должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему, квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности и так далее.
- Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Этот принцип заключается в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, то есть выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание. У государственного служащего предусматривается наличие одной специализации соответствующего профессионального образования. Одна из основных обязанностей гражданского служащего – поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
- Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Это означает открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Государственный служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
- Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Этот принцип сводится к установлению законодателем ответственности (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) за неправомерные действия или бездействие государственных служащих.
- Принцип стабильности государственной службы. Это постоянство государственно-служебных отношений. Она проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства. Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий, переподготовкой. Государственная служба должна быть политически нейтральной и не зависеть от смены политической власти.
- Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Государственная и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют похожее правовое регулирование, одинаковую практическую значимость для общества. Поэтому и их развитие должно происходить во взаимосвязи.
- Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Обеспечению принципа защиты государственных служащих служат установленные законом государственные гарантии служащих. Например, государственному служащему гарантируется его защита и защита членов его семьи от насилия. Угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
- Принцип социально-правовой защиты государственных служащих означает создание необходимых условий для нормальной деятельности управленческого персонала; повышение престижа труда государственных служащих и самой государственной службы; установление достаточно высокой заработной платы, использование системы премиальных выплат, медицинского обслуживания, государственного страхования, оптимального решения вопросов пенсионного обеспечения.
Глава
2. Виды государственной службы
Федеральный
закон «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27 мая
2003 года №58-ФЗ классифицирует государственную
службу на следующие виды, составляющие
ее единую систему:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Государственная
гражданская служба подразделяется,
в свою очередь, на федеральную государственную
гражданскую службу и государственную
гражданскую службу субъекта РФ. Федеральная
государственная служба представляет
собой профессиональную служебную деятельность
граждан по обеспечению исполнения полномочий
Российской Федерации, а также полномочий
федеральных государственных органов
и лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации.
Военная
служба и правоохранительная служба
являются видами федеральной государственной
службы.
В соответствии
со статьей 71 Конституции РФ федеральная
государственная служба относится
к исключительному ведению Российской
Федерации, то есть правовое регулирование
и организация федеральной государственной
службы находятся в ведении Российской
Федерации. Осуществление правового
регулирования государственной
гражданской службы субъекта РФ находится
в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов. Практическая
организация региональной государственной
гражданской службы находится в
ведении соответствующего субъекта
РФ.
Государственная
гражданская служба РФ – это вид
государственной службы, который
представляет собой профессиональную
служебную деятельность граждан, занимающих
должности государственной гражданской
службы по обеспечению исполнения полномочий
федеральных государственных органов,
государственных органов субъектов
РФ, лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации.
Государственная
гражданская служба – это служебная
деятельность, направленная на обеспечение
полномочий органов, которые осуществляют
государственно-управленческие функции
для разрешения экономических и
социальных задач. В правовом статусе
государственных гражданских служащих
не устанавливаются ярко выраженные
задачи по осуществлению функций
правоохраны, военной деятельности
и военного управления.
Федеральная
государственная гражданская служба
– профессиональная служебная деятельность
граждан на должностях федеральной
государственной гражданской службы
по обеспечению полномочий федеральных
государственных органов и лиц, замещающих
государственные должности Российской
Федерации.
Федеральная
государственная гражданская служба
осуществляется на должностях в аппарате
федеральных органов представительной,
исполнительной и судебной власти.
Таковыми органами являются Администрация
Президента РФ, Аппарат Правительства
РФ, аппараты Палат Федерального Собрания
РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ, Центральной избирательной комиссии
РФ, Счетной палаты РФ, федеральные
государственные органы, подведомственные
Президенту РФ и Правительству РФ,
а также иные органы в соответствии
с законодательством РФ (например,
старший специалист 1 разряда прокуратуры
Тяжинского района, ведущий специалист
Тяжинского межрайонного следственного
отдела следственного управления Следственного
комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской
области).
Государственная
гражданская служба субъекта РФ является
профессиональной служебной деятельностью
граждан на должностях государственной
гражданской службы субъекта РФ по
обеспечению исполнения полномочий
субъекта РФ, а также полномочий
государственных органов субъекта
РФ и лиц, замещающих государственные
должности субъекта РФ.
Государственная
гражданская служба субъектов РФ
устанавливается законами, принимаемыми
органами законодательной власти каждого
субъекта РФ, поэтому для выяснения
правового положения государственной
службы каждого субъекта РФ следует
изучать и анализировать соответствующие
законы субъектов Федерации. Принимаемые
в субъектах Федерации законодательные
акты не должны противоречить Конституции
РФ и Федеральному закону «О системе
государственной службы Российской
Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ. Как
правило, законы субъектов РФ о государственной
(также и о муниципальной) службе
соответствующих субъектов РФ фиксируют
важнейшие блоки государственно-служебных
вопросов и отношений.
Военная
и правоохранительная служба – это
виды государственной службы, связанной
с охранительной деятельностью
государства, обеспечением личной безопасности
граждан, внутренней и внешней безопасности
общества и государства в целом,
а также с обеспечением правопорядка.
Для военной
и правоохранительной службы характерен
ряд признаков:
- ее содержание
– обеспечение безопасности граждан,
общества и государства, защита
основных прав граждан публичных
интересов, материальных ценностей,
охрана общественного порядка;
- свой
профессиональный долг эти служащие
обязаны выполнять даже в условиях
повышенного риска для собственной
жизни и здоровья, причем во
многих случаях с оружием в
руках;
- наличие
специальных правовых актов, регулирующих
организацию и прохождение службы,
правовое положение служащих;
- наличие
системы специальных званий и
внешней атрибутики (форменной одежды,
служебных знаков, погон);
- проведение
специальных обязательных занятий
в служебное время (огневая,
строевая, физическая подготовка), обязанность
служащих участвовать в сборах,
учениях, соревнованиях и иных
плановых мероприятиях;
- более
строгая дисциплина и единоначалие,
которые предполагают установление
строжайшей персональной ответственности
за выполнение служебных обязанностей;
- повышенные
требования как при приеме, так
и при прохождении службы (по
возрасту, медицинским показаниям
и так далее);
- особые
правила привлечения к юридической
ответственности.
В Федеральном
законе «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27 мая
2003 года №58-ФЗ дается определение военной
службы, под которой понимается вид
федеральной государственной службы,
представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан
на воинских должностях в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, воинских (специальных)
формированиях и органах, осуществляющих
функции по обеспечению обороны и безопасности
государства, которым присваиваются воинские
звания.
Военная
служба осуществляется в Вооруженных
Силах РФ, во внутренних войсках
МВД России, в железнодорожных
войсках, в органах ФСБ России,
пограничных войсках, в воинских
формированиях системы МЧС России,
в иных войсковых формированиях.
Для военной
службы главная цель – защита страны
от посягательств других государств
на конституционный строй, суверенитет,
территориальную целостность, военный
и экономический потенциал страны.
Отличие военной службы от любой
другой в том, что она комплектуется
не только на добровольной основе, но и
на основе призыва. По этому критерию
военная служба делится на два
вида: службу по контракту и службу
по призыву.