Правительство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:54, реферат

Описание

Правительство Российской Федерации- это важнейший орган государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………………. 4
1.1. Разделение властей и Правительство……………………………………….4
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти…………………5
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………………….7
2.1. Состав Правительства РФ……………………………………………………7
2.2. Порядок формирования Правительства РФ……………………………10
2.3. Срок полномочий и отставка…………………………………………….12
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ………………………15
3.1. Понятие компетенции правительства……………………………………..15
3.2. Функции правительства……………………………………………………19
3.3. Ответственность правительства и его членов……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..23

Работа состоит из  1 файл

контрольная административное право.docx

— 53.29 Кб (Скачать документ)

     В  соответствии  с  Конституцией  РФ  Правительство   РФ   обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,  кредитной  и  денежной политики. Правительство создает условия для  свободного  предпринимательства на  основе  рационального  сочетания  всех  форм  собственности,  реализации правового механизма рыночной экономики.  Оно  разрабатывает  и  осуществляет меры по проведению  единой  политики  цен.  В  условиях  рыночной  экономики Правительство, естественно, прямо  не  управляет  предприятиями  свободно - предпринимательского сектора, но осуществляет  широкие  меры  по  финансовой стабилизации страны, государственным ценным  бумагам,  валютным  отношениям, таможенному  делу,  инвестированию.  В  тоже  время   в   сфере   полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ  и другое.

     Кроме указанных областей, Правительство РФ  обеспечивает  проведение  в Российской Федерации единой государственной политики в социальных  областях, таких  как  культура,  наука,   образование,   здравоохранение,   социальное обеспечение, экология.

     Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки  и  образования,  и  меры  по  социальной защищенности граждан, охране окружающей  среды,  по  ликвидации  последствий крупных  аварий  и  катастроф,  стихийных   бедствий.   Важная   обязанность Правительства состоит в обеспечении  гарантий  законодательно  установленных размеров оплаты труда и уровня  социального обеспечения.  Оно обеспечивает поддержку  наименее  социально  защищенных  групп  населения,  разрабатывает направления  государственной  социальной  политики  и  принимает   меры   по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их  права  на  труд. Другими не менее важными направлениями деятельности  Правительства  являются оборона, безопасности и внешняя политика.

     Правительство РФ  осуществляет  меры  по  обеспечению  обороны  страны, государственной  безопасности,  реализация   внешней   политики   Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление  в этих областях, подчиняются Президенту  РФ,  но  вместе  с  тем  значительные полномочия  и  ответственность   возложены   на   Правительство   РФ.   Так, Правительство  РФ  занимается  вопросами  оснащения  вооружением  и  военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных  Сил  РФ,  других войск и воинских формирований,  принимает  меры  по  охране  Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

     Федеральный  закон  «Об  обороне»  от  31  мая  1996  года   закрепляет

полномочия Правительства  в области обороны.

     Значительны также полномочия Правительства РФ в  области  безопасности. Они  определены  в  Законе  РФ  «О  безопасности»  от  5  марта  1992  года. Правительство обеспечивает руководство  органами  обеспечения  безопасности, организует  и  контролирует   разработку   и   реализацию   мероприятий   по обеспечению   безопасности   органами   исполнительной   власти.   Так   оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

     При решении внешнеполитических задач Правительство проводит  переговоры и  заключает  международные  договоры  по  вопросам,   относящимся   к   его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров  Российской Федерации.

     Согласно ст. 114 Конституции РФ в  сферу  полномочий  Правительства  РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и  свобод  граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

     Правительство   решает    вопросы,    связанные    с    финансированием

правоохранительных  органов,  обеспечением  деятельности  органов   судебной власти, проводит  анализ  состояния  законности  в  стране  и  эффективности борьбы с преступностью.

     Соблюдение основных прав  и  свобод  граждан  находится  под  контролем исполнительной власти.

     Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114  Конституции РФ, не является исчерпывающим  Конституцией,  федеральным  законом,  указами Президента Правительства наделено и  другими  полномочиями.  Так,  например, право  законодательной  инициативы,   полномочия   определенные   Таможенным кодексом РФ и другие.

    

 

3.2. Функции правительства

 

Положение правительства  в  системе  органов  государственной  власти характеризуется его функциями.  Рассмотрим важнейшие функции Правительства.

       Управление  государственным  аппаратом  является  одной  из  основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль  в  деле комплектования  всего  государственного  аппарата,  но   и   руководит   его деятельностью.  Современный  государственный  аппарат,  приспособленный  для осуществления  многообразных  государственных  функций,  не   только   велик численно,  но  и   очень   сложен   в   чисто   организационном   отношении.

Правительство, являющееся, прежде всего политическим институтом,  направляет и координирует деятельность государственного  аппарата  через  министерства, департаменты, штабы и другие  ведомства.  По  отношению  к  государственному аппарату правительство выступает в качестве  центра,  который  на  основании полученной  им  информации  принимает  решения,  осуществляемые   различными звеньями этого аппарата.

     Исполнение  законов  по   букве   конституции   —   важнейшая   функция правительства. Подобное  утверждение  является  аксиомой  для  классического государствоведения, строго придерживавшегося  принципа  разделения  властей.

Согласно традиционной теории правительству вверяется исполнительная  власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о  должном  исполнении  законов, принимаемых парламентом.

     Контроль  над  законодательной  деятельностью   парламента   фактически превратился  в  самостоятельную   функцию   правительства.   Этот   контроль осуществляется по двум главным направлениям.

     Во-первых, правительство является главным,  источником  законодательной инициативы.

     Во-вторых,   правительство   оказывает    решающее    воздействие    на

законодательный   процесс.   В   президентских   республиках   правительство

осуществляет этот контроль  в  меньшей  степени  и  в  иных  формах,  чем  в

парламентарных странах, но  он  все же  достаточно  эффективен.  По  общему правилу в  президентских  республиках  правительство  использует  для  этого право вето и непосредственные контакты с парламентариями, партийные  фракции при этом играют значительно меньшую роль, в то время  как  в  парламентарных странах именно фракции  являются  главным  средством,  с  помощью,  которого правительство контролирует законодательный процесс.

     Одним из   важных   вопросов   деятельности   Правительства   является нормотворчество.

     В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании  и  во  исполнение Конституции РФ,  федеральных  законов,  нормативных  указов  Президента  РФ, Правительства  РФ  издает  постановления  и  распоряжения,  обеспечивает  их исполнение.  Этим  определяется  подзаконных  характер   актов,   издаваемых Правительством,  обязательность  их  соответствия  Конституции,  законом   и нормативным указам Президента РФ.

     В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России  обладает правом  законодательной  инициативы,  которая  означает,   что   оно   может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на  рассмотрение в Государственную Думу.

    Правовые акты Правительства являются  важным  звеном  правовой  системы России, и их  основные  формы  устанавливаются  в  Конституции.  Конституция определяет.  Что  формами  правовых  актов  Правительства  России   являются постановления и распоряжения,  которые  обязательны  к  исполнению  на  всей территории Российской Федерации.  Постановлениями  Правительства  Российской Федерации должны  оформляться  решения,  имеющие  нормативный  характер  или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим  текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

     Постановление  принимается  на  заседаниях  Правительства  при  наличии кворума  и  путем  голосования.  Постановление  Правительства  подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.

     Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его  аппарате действует  Президиум  Правительства,  который  призван  решать   текущие   и оперативные вопросы.

     Заседание его проводятся по  мере  необходимости,  а  принятые  решения

оформляются в форме постановлений  и распоряжений Правительства,  однако  они не должны  противоречить  решениям,  принятым  на  заседаниях  Правительства Российской Федерации.

     Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает  на  Правительство обязанность обеспечивать их  исполнения.  Это  помогает  их  оперативному  и точному практическому внедрению, поскольку  чаще  всего  тяжесть  исполнения падает  на  те  же  органы  исполнительной  власти,  которые подготавливают соответствующие акты.

     Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к  исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее  территории  и  всеми  субъектами  и органами местного самоуправления. Обязательность  распространяется  на  всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения,  государственные и  частные  предприятия.  Таким  образом,   конституционный   статус   актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с  законами  и указами Президента  РФ.  Хотя  по  юридической  силе  они  стоят  ниже,  чем последние, так как принимаются на основании и  во  исполнении  выше  стоящих актов.

     Интересен вопрос о том, могут ли акты  Правительства  РФ  отменять  или приостанавливать  акты  исполнительной  власти  субъектов  РФ.   Статья   77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и  ее полномочий   по   предметам   совместного   ведения    федеральные    органы исполнительной  власти   субъектов   Федерации   образуют   единую   систему исполнительной  власти.  Кроме  того,  из  установленного  Конституцией   РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает  вывод  о  том, что  в  случае  расхождения  этих  актов  с  актами  исполнительной   власти субъектов   РФ   приоритет   отдается   постановлению    или    распоряжению Правительства РФ.

     Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их  противоречия Конституции РФ, федеральным  законам  и  указам  Президента  РФ  могут  быть отменены Президентом РФ. Такое  правило  выглядит  совершенно  естественным, так как  Президент  РФ,  во–первых,  является  гарантом  Конституции РФ,  а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

     Хотя  инициатива   отмены   неконституционного   и   незаконного   акта Правительства находится в руках у главы государства, ясно,  что  и  без  его решения  любой  акт  Правительства,   противоречащий   Конституции    РФ   и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

     Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления,  и  распоряжения  Правительства  РФ  подлежат   обязательному опубликованию  в  «Российской  газете»  и   «Собрании   законодательства   в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

     Акты Правительства  РФ,  затрагивающие  права,  свободы  и  обязанности человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования.

3.3. Ответственность  правительства и его членов

Надо различать политическую ответственность правительства  и его  членов перед парламентом или главой государства  (ответственность  за  политику)  и юридическую   их    ответственность    за    правонарушения.    Политическая ответственность перед парламентом имеет место только  при  парламентарных  и смешанных  формах  правления,  политическая  ответственность  перед   главой государства - при некоторых смешанных и президентской  формах  правления,  а ответственность за правонарушения - при любых.

     Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется  в его взаимоотношениях с  парламентом.  В  общем,  виде  эти  отношения  можно определить   как    взаимодействие    и    взаимозависимость.    Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом.  Парламент  утверждает бюджет и акты  о  налогообложении.  От  них  прямо  зависит  финансирование, судьба правительственных планов, программ.

В  результате  деятельности  правительства   заключаются   договоры   с иностранными  государствами,   которые   затем   утверждает   (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент  предварительно  санкционировал заключение   международных   договоров.   Например,   в   Испании   договоры политического,  военного  характера,  а  также   соглашения,   затрагивающие территориальную  целостность,  права  и  свободы  личности,  государственные финансы и ранее изданные законы заключаются по  предварительному  разрешению Генеральных Кортесов.

  Парламент принимает законы, которые обязывают правительство и  в  целом администрацию   государства.   Само    собою    это    подразумевает,    что высокопоставленные лица зависят в выборе  своих  подчиненных  от  того,  как депутаты   посмотрят   на   организацию    и    стоимость    государственной администрации.  Акты,  изданные  правительством  или  министерствами,  могут утратить силу, если парламент издаст закон,  устанавливающий  новые  правила по тому же предмету правового регулирования.

Информация о работе Правительство РФ