Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:35, реферат
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни.
В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с заключением Председателя ВС РФ. Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее10 лет.
Организационная структура ВС РФ включает, помимо Председателя, его первого заместителя и заместителей, Пленум, Президиум, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Судебную коллегию. Судебная коллегия — это новое структурное образование в ВС РФ. Она состоит из 18 судей, которые работают под руководством Председателя ВС РФ. В ее обязанности входит обеспечение статуса судей.
Каждое из этих структурных подразделений обладает определенной самостоятельностью и действует независимо от других судебных инстанций. Основной объем деятельности ВС РФ приходится на долю Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и Военную коллегию.
В состав Пленума входят все члены ВС РФ во главе с его Председателем, а участие в заседаниях могут принимать Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ.
Численный
состав Президиума ВС РФ имеет фиксированную
величину — 13 человек. Для утверждения
персонального состава
Кассационная коллегия, сформированная в 1999 году в соответствии с постановлением Конституционного суда от 6 июля 1998 года, рассматривает жалобы (протесты) в качестве суда второй инстанции на приговоры, определения и постановления судебных коллегий ВС РФ, вынесенные судом первой инстанции (в этом качестве может выступать любой суд, уполномоченный принимать решения по существу вопросов, являющихся основными для конкретного дела, в том числе и высшие суды).
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия ВС РФ могут выступать в качестве судов первой инстанции в рамках их компетенции, определенной федеральным законом, и второй, кассационной, инстанции, а также осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих федеральных судов общей юрисдикции. Из уголовных дел Верховному суду в лице его коллегий подсудны, например, дела, заведенные на членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей федерального суда; из гражданских — дела о признании ненормативными актов Президента РФ, Федерального Собрания, правительства, федеральных министерств и ведомств, способные ущемить права и свободы граждан. Будучи вышестоящей инстанцией для верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, Верховный суд РФ рассматривает в кассационном порядке жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и решения указанных нижестоящих судов. ВС РФ вправе оставить приговор в силе, отменить его, отправив дело на новое расследование или новое судебное разбирательство, изменить приговор и пр. В порядке судебного надзора он может пересмотреть вступившие в законную силу приговоры любых судов РФ, если к нему поступят соответствующие ходатайства правомочных на то лиц (осужденных, адвокатов, потерпевших, прокуроров и др.).
Второй, нижестоящей, ступенью судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они выполняют в пределах своей компетенции обязанности, схожие с функцией ВС РФ, т. е. рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, выступая в роли вышестоящих органов по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Более упрощенная организационная структура судов среднего звена в главных чертах повторяет структуру ВС РФ. Она включает президиум суда (в чье ведение входят: рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, организационные вопросы, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.) идве судебные коллегии — по гражданским и уголовным делам (рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам).
Третью
ступень занимают районные суды. Именно
они рассматривают основную массу
уголовных и гражданских дел,
административных правонарушений по принципу
определенной административно-
C
1 июля 2002 года полномочия судьи
районного суда существенно
Дееспособность районного суда обеспечивает его аппарат, состоящий из помощников судей, консультантов и специалистов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, сотрудников канцелярии и архива. Общее организационное руководство возложено на председателя, который по своему усмотрению распределяет обязанности между судьями и дела для судопроизводства. Обеспечение порядка в залах заседания суда, безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей, охрана зданий суда входят в обязанности судебного пристава.
С
существенными оговорками к низшему звену
судебной системы РФ следует отнести мировых
судей. Институт мировых судей получил
окончательное законодательное оформление
17 декабря 1998 года. Согласно ФЗ «О мировых
судьях в Российской Федерации» они относятся
к судам общей юрисдикции, систему которых
возглавляет ВС РФ. Отправляя правосудие,
они обязаны руководствоваться федеральными
законами, а свои решения выносят именем
Российской Федерации. Вместе с тем мировые
суды не являются судами федеральными.
Это суды субъектов Федерации, и их финансирование
должно осуществляться частично из средств
федерального бюджета, а частично — из
средств бюджетов субъектов Федерации.
Компетенция, порядок образования и деятельность
мировых судей регулируются федеральным
законом. По закону о мировых судьях общее
количество судей и судебных участков,
в которых они работают, определяется
из расчета численности населения от 15
до 30 тысяч человек на одном участке. В
административно-
Компетенция мировых судей определена довольно широко. Так, их рассмотрению подлежат гражданские, административные и уголовные дела наименьшей сложности. В частности, относительно уголовных дел следует заметить, что это дела о наиболее распространенных преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, которые перечислены в перечне в ч. 1 ст.31 УПК РФ (это более ста составов, или 70 процентов от общего числа уголовных дел). Кроме того, в компетенцию мировых судей входят бракоразводные дела при отсутствии споров о детях, дела о выдаче судебного приказа, о разделе совместно нажитого имущества между супругами, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей500МРОТ, дела по трудовым отношениям, за исключением дел о восстановлении на работе и проч.
В судебной системе РФ несколько обособленное место занимают военные суды (до очередного изменения и дополнения Конституции РФ от 21 апреля 1992 года именовались «военными трибуналами»). В отличие от остальных федеральных судов общей юрисдикции (к которым они также принадлежат), их судебная компетенция ограничена рамками Вооруженных сил РФ. Кроме того, они не обладают полномочиями конституционного контроля и прерогативой разъяснений законодательства. Военных судей выделяет статус военнослужащих-контрактников.
Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают самостоятельность и независимость военных судов, подчиненность одному закону. В принятом 23 июня 1999 года ФКЗ «О военных судах РФ» в основу их организации положен территориальный принцип, обеспечивающий военным судам, по мысли законодателей, больше независимости от командования. (Действовавший прежде экстерриториальный принцип обусловливал полное иерархическое соответствие армейских судебных инстанций органам военного управления: дивизия — армия — военный округ (флот) — Министерство обороны.)