Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:49, реферат
цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.
Введение
Глава 1. Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм государства – понятие и признаки
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
Глава 2. Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
2.2 Понятие правоохранительных органов
Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм
государства – понятие и
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
Глава 2. Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятие
правоохранительной
2.2 Понятие правоохранительных органов
Глава
3. Место и роль правоохранительных
органов в механизме
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.
Функции
государства реализуют все
Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. В этом состоит актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.
В процессе изучения данной темы была использована литература следующих авторов: Л.В. Буракова, А.Н. Головистиковой, В.Д. Горобец, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Миронова, Н.М. Павинского и др.
Глава 1. Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм
государства – понятие и
Правовая
категория «государство»
Механизм
государства - это система государственных ор
Понятие
«механизм государства» тесно связано с понятием
«государственный аппарата. Последнее
принято употреблять в двух смыслах - широком
и более узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности
всех государственных органов совпадает
с понятием механизма государства, идентично
ему. В более узком смысле под государственным
аппаратом принято понимать аппарат государственного
управления. Именно в этом значении, в
смысле совокупности исполнительно-
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, обычно употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.1
Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования, позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.1
Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны, внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:
1) принцип
представительства интересов
2) принцип
разделения властей (
3) принцип
гласности и открытости в
4) высокий
профессионализм и
5) принцип
законности, правовых основ в
деятельности всех составных
частей механизма государства
в их взаимоотношениях с
в) принцип
демократизма в формировании и деятельности
государственных органов, позволяющий
учитывать разнообразные
7) в
федеративных (союзных) государствах
важным принципом организации
и деятельности
Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.1
Во-первых,
механизм (аппарат) государства - это
система государственных
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях.
С принятием в 1993 г. Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.
В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций, располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.
Обобщение
всех рассмотренных признаков
Независимо от правовой природы (государственные или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом специфических признаков.
1. Их
деятельность направлена на
2. Порядок
их формирования и
3. Деятельность
этих органов носит публично-
Орган публичной власти можно определить как обособленную часть политического общества, предназначенную для осуществления специальной строго определенной законом функции и наделенную необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью.
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
Механизм
государства состоит из различных
частей, имеющих специфическое
Государственный орган - это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:
— все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;
— орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов, а также обладает властными полномочиями;