Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:49, реферат

Описание

цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственные органы в механизме государства
1.1 Механизм государства – понятие и признаки
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
Глава 2. Правоохранительные органы – понятие и признаки
2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
2.2 Понятие правоохранительных органов
Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

- правоохранительный  орган — обособленная часть  государственного механизма, имеющая  собственную структуру и круг обязанностей, в которых проявляется правоохранительная функция государства и охранительное назначение правовой системы;

- свою  деятельность правоохранительные  органы реализуют в строгом  соответствии с предписаниями  закона или иного правового акта, в строго установленной для каждого из них процедуре;

- все  решения, действия, предпринимаемые  этими органами, а также их  бездействие могут быть обжалованы  в порядке подчиненности в  вышестоящий орган, организацию,  прокурору или в судебном порядке;

- нарушения  закона, допущенные служащими, сотрудниками  в процессе правоохранительной  деятельности, влекут за собой  при наличии оснований дисциплинарную, материальную, административную или  уголовную ответственность.1

Таким образом с учетом вышеуказанных признаков под правоохранительными органами следует понимать специально созданные государством в целях охраны и зашиты прав граждан, правовых норм и юридических отношений органы, которые на основаниях и в порядке, предусмотренном законами, в соответствии со своей компетенцией осуществляют правоохранительную деятельность.

 

Глава 3. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства

 

Принципы  деятельности правоохранительных органов:

- социально-правовые  принципы определяют объективные закономерности организации и деятельности правоохранительных органов:

— законность — сознательное, творческое, точное, единообразное выполнение законов, осуществление правоохранительными  органами таких действий, которые  соответствовали бы содержанию государственной воли, выраженной в законах;

— гласность  — открытость деятельности правоохранительных органов, доступность се для граждан, средств массовой информации. Посредством  реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью  правоохранительных органов;

— принцип  уважения прав и свобод личности в  значительной мере является категорией общечеловеческой морали. Правоохранительные органы должны признавать достоинство  каждого человека;

— независимость  — осуществление правоохранительными органами своих функциональных решений и действий только на основе закона, материалов проверок и расследований, проводимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности, объективности их проведения и внутреннего убеждения;

— подконтрольность и подотчетность ~ разработка правоохранительными органами системы взаимно согласованных планов, организация их выполнения, налаживание учета и контроля и обеспечение на этой основе единства их действий. Формы контроля — парламентский, президентский, судебный, ведомственный;

— координация  деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие с другими органами, учреждениями и организациями в  целях повышения эффективности  борьбы с преступностью путем  разработки и осуществления согласованных  действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению;

- организационные  принципы отражают специфические  начала в организации и деятельности  отдельных правоохранительных органов,  позволяющие индивидуализировать их, выделить из системы правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы можно разделить на две  группы: Государственные правоохранительные органы:

Суд

Прокуратура

Федеральная служба безопасности

Федеральные органы государственной охраны

Органы  внешней разведки

Органы  расследования

Органы  внутренних дел

Органы  юстиции

Государственный нотариат

Таможенные  органы

Налоговые органы

Негосударственные правоохранительные органы:

Адвокатура

Частный нотариат

Третейские  суды

Предприятия частной детективной и охранной деятельности

Рассмотрим  некоторые из них.

Суд.

Согласно  ст. 118 Конституции РФ правосудие в  России осуществляется только судом.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ  «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.1

К федеральным  судам относятся: Конституционный  Суд РФ; федеральные суды общей  или ординарной юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализиро-нанные суды; федеральные арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.2

Судебная  система России - Это упорядоченное  построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Конституционный Суд РФ - единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, указанные  в ст. 125 Конституции РФ (разрешает  дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти, конституций республик, уставов и др. нормативно-правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; дает толкование Конституции РФ и др.).

Каких-либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в России не существует.

Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, возглавляемых  Верховным Судом РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности.

К судам  общей юрисдикции относятся также  военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах  РФ, других войсках, воинских формиронаниях  и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».1

Арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным  Судом РФ, осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассматривают другие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом.2

Федеральными  конституционными законами предусматривается  создание и других судов федерального уровня. Так, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» рассматривает все арбитражные суды как федеральные и предусматривает учреждение межрегиональных федеральных арбитражных судов округов.3

Таковыми  являются и арбитражные апелляционные  суды, предусмотренные п. 16 ст. 1 Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный конституционный  закон «Об арбитражных судах  в Российской Федерации».

К судам  субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые  судьи, являющиеся судьями общей  юрисдикции субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые  судьи включены в единую судебную систему страны. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает сам субъект РФ. Финансирование названных судов осуществляется из бюджета субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в  Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества и др. (ст. 3).1

Федеральный законодатель установил и исчерпывающий  перечень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается. Вместе с тем Конституция РФ не исключает возможности создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних - ювенальные суды, суды административной юстиции, специализированные арбитражные и трудовые суды).

Специализированные  суды в России пока не созданы.

Прокуратура.

Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории РФ. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура РФ осуществляет;

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными  приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное  преследование в соответствии  с полномочиями, установленными  уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации;

— координацию  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.1

Органы  юстиции.

Юстиция (лаг. justitia — справедливость) — термин, означающий всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению  правосудия, а также судебное ведомство.1

На современном  этапе в Российской Федерации  к сфере юстиции относятся органы федеральной исполнительной власти, в состав которых входят Министерство юстиции РФ (Минюст России) и подведомственные ему:

• Федеральная  служба исполнения наказаний;

• Федеральная  служба судебных приставов.

Правовой  базой организации и деятельности Министерства юстиции РФ являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.2 Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1313 от 13 октября 2004 г.3, а также международные договоры РФ, иные нормативные акты.

Минюст  России является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  правовую политику и нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности, и в соответствии с Положением о Минюсте России:

Основная  задача Минюста России — реализация государственной политики в сферах.

- юстиции  и обеспечения прав и законных  интересов личности и государства;

- правовой  защиты интеллектуальной собственности;

- установленного  порядка деятельности судов;

- исполнения  актов судебных и других органов;

- исполнения  уголовных наказаний.

Органы  юстиции осуществляют ряд полномочий правоприменительного характера в  сфере регулирования отношений  государства с общественными  организациями, физическими и юридическими лицами, учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.

Органы  обеспечения государственной безопасности Российской Федерации

Система органов безопасности Российской Федерации:

Органы  федеральной службы безопасности1

Федеральные органы государственной охраны.2

Органы  внешней разведки.3

Совет Безопасности Российской Федерации.4

Одним из основных условий позитивного  развития личности, общества и государства  является безопасность. Под безопасностью, как одним из условий позитивного развития человека и общества, следует понимать защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия.

В широком  смысле понятие «безопасность» употребляется  применительно ко многим явлениям. Оно отражает не только присущие конкретному  случаю специфические признаки безопасности субъекта, но и включает в себя нечто общее, что позволяет использовать этот термин в различных областях жизнедеятельности человека и общества.

5 марта  1992 г. был принят Закон РФ  «О безопасности». Согласно ст. 1 Закона безопасность — состояние  защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз6.

Согласно  ст. 71 п. «м» Конституции РФ обеспечение  безопасности относится к ведению  Российской Федерации, за исключением  общественной безопасности (п. «б» ч. 1 ст. 72) и экологической безопасности (п. «д» ч. 1 ст. 72), которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Конституция Российской Федерации выделяет безопасность государства (ч. 5 ст. 13), безопасность граждан (ч. 1 ст. 56)

Информация о работе Правоохранительные органы