Правовое положение граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и детальное рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Понятие гражданства, его принципы ……………………………………….. 5
1.1 Понятие гражданства ………………………………………………………. 5
1.2 Принципы гражданства .………………………………………………….. 6
2 Понятие и элементы правового статуса граждан…………………………… 9
3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации ………………….. 13
3.1 Права граждан …………………………………………………………........13
3.2 Обязанности граждан …………………………………………………….... 14
3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан …………………….. 17
4 Классификация прав граждан ……………………………………………….. 21
4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21
4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24
4.3 Экономические, социальные и культурные права ………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников ………………………………………… .33

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

         Эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

         Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности. В соответствии с вышеуказанной статьёй (60), с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

         Значимы и юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы» [3, с. 8, ст.27].

          Важная правовая гарантия прав и свобод содержится в статье 62 Конституции, в которой сказано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

          В качестве одной из общих гарантий прав и свобод выступают и положения ст.63 Конституции, в соответствии с которой приостановление основных прав и свобод не допускается. Это может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и переделах, определенных Конституцией и законом.

          Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь. В соответствии со ст.59 Конституции, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

          В качестве важного гаранта, осуществляющего контроль за соблюдением властями правового статуса личности, выполняет в Республике Беларусь Конституционный суд, наделенный соответствующими полномочиями в этой сфере.

          Специальные гарантии. Кроме общих гарантий многие права и свободы дополнительно обеспечиваются специальными гарантиями, т.е. они гарантируются как бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, т.е. соответствующее право (свобода) и гарантия его (её) реализации содержаться в одной статье Конституции. Например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25) сопровождается гарантией от произвольного ареста. При этом следует отметить, что некоторые права (свободы) закреплены не декларативно, как в выше указанном примере (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность), а в виде самой гарантии (гражданам гарантируется право на труд; неприкосновенность жилища.). Различие формулировок не умаляет роли того или иного права (свободы), поскольку Конституция имеет прямое действие и уже само закрепление соответствующего права (свободы) есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности его отрицания.

          Внутригосударственные гарантии (общие и специальные) классифицируют и по иным основаниям, например, по сферам деятельности: 1) политические: проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений; 2) экономические: развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан; 3) организационные: характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с так называемой системой «сдержек и противовесов»); 4) юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

           Рассматривая проблему гарантий прав и свобод, важно отметить, что гарантии, содержащиеся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, детализируются и развиваются в нормах отраслевого законодательства.

Международно-правовые гарантии. «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [3, с. 15, ст.61]. Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданами всех предусмотренных законом возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

          Международно-правовые гарантии статуса личности заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года; Международном Пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированном Республикой Беларусь 10.01.1992 года, где она заявила, что признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, обязуется получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник данного Пакта не исполняет своих обязанностей.

          Важная роль принадлежит Европейскому суду (в Страсбурге), действующему под эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное большинство европейских государств, и решения которого обязательны.

          Обращение в Суд в праве подать как государство, так и физическое лицо. Суд может налагать штрафы на виновное государство. Общее число поступающих в него жалоб составляет в среднем около 10 тысяч в год, но 90% из них не принимается к производству, поскольку не относятся к компетенции данного Суда. Контроль за соблюдением прав личности в государствах – членах Совета осуществляют так же Европейская комиссия по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

          Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать защите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства. Однако важнейшим условием этого является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами – членами Совета Европы, и дополненных протоколах к ней.

          Обязанности человека и гражданина, определённые в Конституции, сами по себе выражают важнейшие условия реализации прав личности.

          Подводя итоги, можно резюмировать, что провозглашенные в Основном Законе Беларуси права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности, соответствуют международным актам о правах человека и содержат надежный гарантийный механизм.

 

                          

 

 

 

                                4 Классификация прав граждан

 

                                         4.1 Личные права

 

          Гарантии личных прав – наиболее широко определенные Конституцией.  Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи  любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права,  связанные  с  его индивидуальной, частной жизнью.

         Рассмотрим классификацию личных прав:

         1)  Право на жизнь. Оно является главным и основным правом каждого человека. «В международном пакте ООН о гражданских и политических правах сказано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека». Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни» [11, с. 49]. Смертная казнь применяется в соответствии с законом за особо тяжкие преступления и носит исключительный характер, то есть тем самым подчёркивается вынужденность её применения, пока в обществе не сформированы все условия для её отмены. Необходимо обратить внимание на то, что смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда.

           Смертная казнь не может быть назначена: а) лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет; б) женщинам; в) мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет. Вместо смертной казни может быть назначено пожизненное заключение как альтернативная мера наказания.

          К праву на жизнь конечно относится не только вопрос об отмене или применении смертной казни, а также право на здоровую окружающую среду, право на защиту со стороны государства. Лицо имеет право на необходимую оборону (защиту от общественно опасного посягательства).         

          Взгляды различных стран расходятся относительно проблемы применения или не применения смертной казни. Другим очень важным вопросом относительно права на жизнь является вопрос об эвтаназии. В Республике Беларусь данный вопрос не получил своего развития. Отрицательно относится к эвтаназии Парламентская Ассамблея Совета Европы. «В некоторых государствах (Бельгии, Голландии) эвтаназия разрешена» [2, с. 178-179].

         В юридической, медицинской, религиозной  литературе авторы обращают внимание также на проблему абортов. В Республике Беларусь ежегодно производится 150-200 тыс. абортов. По данным Министерства здравоохранения их количество за последние 10 лет сократилось с 260 тыс. до 130 тыс. абортов.

         2) Свобода, неприкосновенность и  достоинство личности. «Государство  обеспечивает свободу, неприкосновенность  и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом» [3, с.8, ст. 25]. Также в Конституции говорится, что лицо, заключённое под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному обращению или наказанию и без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

            Свобода человека определяется как право делать всё, что не запрещено законом. Изъятия прав на свободу и неприкосновенность могут быть установлены только законом. Задержать можно только лиц, подозреваемых в совершении преступления; обвиняемых, нарушивших условия применённой к нему меры пресечения; к осуждённому, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа.        

          3) Право на личную жизнь. «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» [3, с. 8, ст. 28]. К сфере частной жизни относят брак (развод), деторождение (усыновление), распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию о состоянии здоровья, свободу вероисповеданий. Предполагается недопустимость прослушивания переговоров, слежки.

         Вместе с тем возможно «вторжение» в личную жизнь в целях борьбы с преступлениями (правонарушениями), в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвидацией их последствий, в условиях военного или чрезвычайного положения. 

          4) Неприкосновенность жилища. Никто  не имеет права войти в жилище  и иное законное владение гражданина против его воли. По сути это является гарантией права на личную жизнь.

         Однако следователь, имея достаточные  основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, у какого-либо лица находятся вещи, имеющие значения для уголовного дела, может произвести обыск для их отыскания либо изъятия. В случаях необходимости изъятия определённых предметов и документов следователь производит выемку. При обыске и выемке обязательно присутствие понятых.

         5) Свобода передвижения и выбор  места жительства. «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться обратно» [5, с. 320]. В данном случае речь идёт о свободе граждан Беларуси, так как иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.

          Республикой Беларусь ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах, согласно которому каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, в пределах этой территории принадлежит право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый имеет право покидать страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишён права на въезд в свою собственную страну.

         «Иностранец может въезжать в Республику Беларусь, выезжать из Республики Беларусь и осуществлять транзитный проезд (транзит) через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы, если иное не определено настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь» [12, ст. 27].

          6) Право на определение отношения к религии. «Каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии» [6, с. 65]. Каждый имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору, исповедовать религию как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком, отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.

Информация о работе Правовое положение граждан в Республике Беларусь