Правовое положение граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и детальное рассмотрение правового статуса граждан в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы: проанализировать понятие «правовой статус граждан»; рассмотреть: взаимодействие государства, личности и права; пределы государственной деятельности в историческом аспекте. Объект исследования: правовой статус граждан в Республике Беларусь. Предмет исследования: структурные элементы правового статуса граждан в Республике Беларусь. Методы исследования: сравнение, анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Понятие гражданства, его принципы ……………………………………….. 5
1.1 Понятие гражданства ………………………………………………………. 5
1.2 Принципы гражданства .………………………………………………….. 6
2 Понятие и элементы правового статуса граждан…………………………… 9
3 Права, обязанности граждан и гарантии их реализации ………………….. 13
3.1 Права граждан …………………………………………………………........13
3.2 Обязанности граждан …………………………………………………….... 14
3.3 Гарантии реализации прав и обязанностей граждан …………………….. 17
4 Классификация прав граждан ……………………………………………….. 21
4.1 Личные права.……………………………………………………………… 21
4.2 Политические права ……………………………………………………….. 24
4.3 Экономические, социальные и культурные права ………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников ………………………………………… .33

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

         «Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения»[13, ст. 13].

         7) «Свобода мнений и убеждений. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются»[3, с. 9-10, ст. 33].

         Пользование правом на свободное  выражение своего мнения налагает особые обязанности и ответственность. Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, а также направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т.д.

         8) Право на национальную принадлежность, пользование родным языком. «Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принуждён к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения» [3, с. 13, ст. 50].

        В Республике Беларусь запрещено создание политических партий и других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды.             

         9) Право на судебную защиту. «Согласно части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определённые законом сроки. Во всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек для определения его прав и обязанностей имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» [1, с. 342]. Независимость судей обеспечивается порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запретом требовать её разглашения.

       10) Право на юридическую помощь. Является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Профессиональную юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. Необходимым условием для осуществления адвокатской деятельности является наличие определённых требований (высшее юридическое образование, стаж работы по специальности и т.д.).

         «Адвокат в своей деятельности  независим и подчиняется только  закону» [5, с. 129]. Вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, требование от него и работников адвокатуры каких-либо сведений запрещается. Тайну консультаций адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, признают и соблюдают все органы и должностные лица Республики Беларусь.

         11) Право на защиту международных  организаций. В соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, каждый вправе обращаться с целью защиты своих прав в международные организации, если невозможно сделать это на внутригосударственном уровне. Данные обращения осуществляются в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Беларусь.

          Под эгидой Совета Европы действует  Европейский суд по правам  человека. 23 июня 2009 года Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, а также соответствующую рекомендацию Комитету министров Совета Европы, призывающую Бюро Ассамблеи восстановить статус «специально приглашённого», который был приостановлен в январе 1997 года, при условии введения моратория на смертную казнь.

          Несмотря на неизбежные трудности, Республика Беларусь заинтересована в дальнейшем развитии взаимовыгодного, конструктивного сотрудничества с Советом Европы.

       

                                     4.2 Политические права     

 

          Под политическими правами и свободами подразумевают группу основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными делами. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.

           Рассмотрим политические прав граждан Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством:

           1) Свобода объединений. Право на объединение – одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан, включая право создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов.

          Однако судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

       «Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав» [14, ст. 1].

          «Иностранцы не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, созданных и действующих на территории Республики Беларусь, преследующих политические цели» [12, ст.9].

          2) Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. «Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.»[3, с 10, ст.35].

          Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.

          3) Право на управление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Право участия в управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти.

           Решения референдумов обычно обязательны, а решения народных обсуждений юридически не обязательно для властных структур государства.

         В референдумах могут участвовать лица, обладающие избирательным правом (с 18 лет), в народных обсуждениях – любой гражданин. «Решения, принятые республиканским референдумом подписываются Президентом Республики Беларусь» [3, с. 17, ст.74].

         4) Право избирать и быть избранным. «В ст. 38 Конституции закреплено право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании» [1, с. 357]. Это основополагающие принципы избирательного права.

          «Иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах» [12, ст. 19]. В соответствии с международными договорами Республики Беларусь, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

          5) Право на обращение в государственные  органы. «Согласно ст. 40 Конституции  каждый имеет право направлять  личные и коллективные обращения в государственные органы» [5, с. 134]. Также должностные лица должны и государственные органы должны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в установленный законом срок, а отказ от рассмотрения должен быть письменно мотивирован. Это право является одним из важнейших конституционных прав и проявляет непосредственную демократию.

          Правом на обращение обладает  любой человек, независимо от  возраста. К обращениям относят  предложения, заявления и жалобы. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Решение по обращению может быть обжаловано в вышестоящий орган или суд в соответствии с законодательством.

           6) Свобода печати и информации. «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав»[3, с. 10, ст. 34]. Т.е. деятельность государственных органов и общественных объединений должна протекать публично.

          Материалы, касающиеся государственной или коммерческой тайны, могут носить ограниченный доступ.

          7) Право на равный доступ к  любым должностям в государственных  органах. «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах» [1, с. 367]. Т.е. недопустима дискриминация в доступе к любым должностям, не имеют значение раса, цвет кожи, язык, религия, политические или иные убеждения, национальность и социальное происхождение а также имущественное положение и иные обстоятельства.

          Единственный критерий при поступлении  на государственную службу– это способности и профессиональная подготовка претендента. Хотя в некоторых случаях могут применятся возрастные ограничения. К примеру для занятия должности Президента необходимо достичь возраста 35 лет, судьи – 25 лет, судьи по по административным делам – 23 года.

          «Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь» [12, ст. 20]. На неполитические должности в государственном аппарате могут назначаться иностранные граждане и лица без гражданства.

 

                    4.3 Экономические, социальные и культурные права

  

        Социальные  и  экономические  права   призваны   обеспечить   человеку достойный жизненный уровень, гарантировать доступ  человека  к  благам  культуры,  свободу  художественного,  научного, технического творчества,  его  участие  в  культурной  жизни  и  пользовании учреждениями  культуры.  Этот  вид  прав  позволяет  реализовать  культурные потребности человека, обеспечить  рост  уровня  его  культуры,  без  которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права. Право  на  экономическую  деятельность   включает  ряд   конкретных   прав, обеспечивающих   возможность   начинать    и    вести    предпринимательскую деятельность. Рассмотрим эти права подробнее:

         1) Право на труд. «Гражданам Республики  Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда» [3, с.11, ст. 41]. Государство создаёт условия для полной занятости населения и в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

          «Не допускается заключение трудового договора с лицами моложе шестнадцати лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения лёгкой работы…» [15, с. 121]. Право на объединение в профсоюзы имеют все граждане без какого-либо различия, в том числе и студенты различных учебных заведений. Все профсоюзы пользуются равными правами. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечёт за собой никаких ограничений.

         2) Право на справедливую долю  вознаграждения в экономических  результатах труда. «Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности» [5, с. 146-147].

Информация о работе Правовое положение граждан в Республике Беларусь