Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа
В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.
3. Сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
4. Сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
К сведениям особой важности относятся
сведения в области военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых
может нанести ущерб интересам Российской
Федерации в одной или нескольких из перечисленных
областей.
К совершенно секретным
сведениям относятся сведения в области
военной, внешнеполитической, экономической,
научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых
может нанести ущерб интересам министерства
(ведомства) или отрасли экономики Российской
Федерации в одной или нескольких из перечисленных
областей.
К секретным сведениям
относятся все иные сведения из числа
сведений, составляющих государственную
тайну. Ущербом безопасности Российской
Федерации в этом случае считается ущерб,
нанесенный интересам предприятия, учреждения
или организации в военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной или оперативно-розыскной
области деятельности.
Руководители органов государственной
власти, наделенные полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне, организуют
разработку перечня и несут персональную
ответственность за принятые ими решения
о целесообразности отнесения конкретных
сведений к государственной тайне.
Для разработки проекта перечня создается
экспертная комиссия, в состав которой
включаются компетентные специалисты,
работающие со сведениями, составляющими
государственную тайну.
В ходе подготовки
проекта перечня экспертные комиссии
в соответствии с принципами засекречивания
сведений, установленными Законом Российской
Федерации "О государственной тайне",
проводят анализ всех видов деятельности
соответствующих органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций
с целью определения сведений, распространение
которых может нанести ущерб безопасности
Российской Федерации. Обоснование необходимости
отнесения сведений к государственной
тайне с указанием соответствующей степени
секретности осуществляется собственниками
этих сведений и оформляется в виде предложений
для включения в проект соответствующего
перечня.
В перечень могут быть включены сведения,
которые получены (разработаны) другими
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями или гражданами,
не состоящими в отношении подчиненности
к руководителю органа государственной
власти, утверждающему перечень. Степень
секретности таких сведений устанавливается
по согласованию между органом государственной
власти, разрабатывающим перечень, и собственником
сведений.
Проект перечня, разработанный
экспертной комиссией, представляется
на утверждение руководителю органа государственной
власти, наделенному полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне, который
также решает вопрос о целесообразности
засекречивания самого перечня.
Утвержденные перечни в целях координации
работ по защите государственной тайны
направляются в Межведомственную комиссию.
После утверждения перечни
доводятся до:
заинтересованных органов государственной
власти в полном объеме либо в части, их
касающейся; предприятий, учреждений и
организаций, действующих в сфере ведения
органов государственной власти, в части,
их касающейся, по решению должностного
лица, утвердившего перечень;
предприятий, учреждений и организаций,
участвующих в проведении совместных
работ, в объеме, определяемом заказчиком
этих работ.
Перечни пересматриваются
в случае необходимости (при изменении
международной обстановки, заключении
международных договоров Российской Федерации,
передаче сведений, составляющих государственную
тайну, другим государствам, появлении
новых достижений в области науки и техники
и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.
Пересмотр перечней осуществляется
в том же порядке, что и их разработка.
3. Допуск к сведениям составляющим государственную тайну
Система защиты государственной
тайны включает в себя в качестве
необходимого компонента такую процедуру
как допуск должностных лиц и
граждан к государственной
Допуск должностных
лиц и граждан Российской Федерации
к государственной тайне
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
Допуск должностных
лиц и граждан к
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом; должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре. Заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок допуска должностных
лиц и граждан к
Закон определяет и особые случае допуска к государственной тайне, т.н. особый порядок допуска к государственной тайне. Он установлен для парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом (статья 21). Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.
Соответственно, закон закрепил и основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне: признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Конституционный Суд РФ, рассмотрев жалобу о соответствии Конституции РФ этого положения, специального оговорил, что эта статья, статья 21.1 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.10
Статья 21 не может применяться судами, другими органами и должностными лицами также в качестве основания для отстранения представителя ответчика от участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Должностные
лица и граждане, виновные в
нарушении законодательства
Основные понятия лицензирования и общие требования к алгоритму лицензирования, функции и задачи, решаемые лицензирующими органами, права и обязанности соискателей лицензий и лицензиатов, определены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 1 данного федерального закона, его действие не распространяется на деятельность, связанную с защитой государственной тайны.
Предприятие, планирующее выполнять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также заниматься деятельностью по защите указанных сведений, обязано в порядке, установленном нормативными правовыми актами и методическими документами, получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
Информация о работе Правовое регулирование государственной тайны