Правовое регулирование государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

Работа состоит из  1 файл

АПР.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

3. Сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.

4. Сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

      К сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. 
       К совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. 
       К секретным сведениям относятся все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

           Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.  
Для разработки проекта перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну.  
        В ходе подготовки проекта перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации "О государственной тайне", проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня.

      В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.  
       Проект перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня.  
Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.  
      После утверждения перечни доводятся до:  
заинтересованных органов государственной власти в полном объеме либо в части, их касающейся; предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;  
предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.  
      Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.  
     Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

 

 

 

 

 

3. Допуск к сведениям составляющим государственную тайну

Система защиты государственной  тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру  как допуск должностных лиц и  граждан к государственной тайне (статья 21 Закона о государственной тайне).

Допуск должностных  лиц и граждан Российской Федерации  к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих  двойное гражданство, лиц без  гражданства, а также лиц из числа  иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации

Допуск должностных  лиц и граждан к государственной  тайне предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом; должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 Закона.

Для должностных лиц  и граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в  зависимости от степени секретности  сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства  администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре. Заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.  

Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной  тайне в условиях объявленного чрезвычайного  положения может быть изменен  Президентом Российской Федерации.

Закон определяет и особые случае допуска к государственной тайне, т.н. особый порядок допуска к государственной тайне. Он установлен для парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом (статья 21). Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Соответственно, закон  закрепил и основания для отказа должностному лицу или гражданину в  допуске к государственной тайне: признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных. Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Конституционный Суд  РФ, рассмотрев жалобу о соответствии Конституции РФ этого положения, специального оговорил, что эта статья, статья 21.1 не может применяться в качестве основания для отстранения адвоката, являющегося представителем истца, от участия в рассмотрении дела судом общей юрисдикции в процедуре гражданского судопроизводства в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.10

Статья 21 не может применяться  судами, другими органами и должностными лицами также в качестве основания  для отстранения представителя  ответчика от участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной  тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной  власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска  к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

       Должностные  лица и граждане, виновные в  нарушении законодательства Российской  Федерации о государственной  тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 

  1. Лицензирование работ с использованием  информации, составляющей государственную тайну

    Основные понятия лицензирования и общие требования к алгоритму лицензирования, функции и задачи, решаемые лицензирующими органами, права и обязанности соискателей лицензий и лицензиатов, определены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 1 данного федерального закона, его действие не распространяется на деятельность, связанную с защитой государственной тайны.

     Предприятие, планирующее выполнять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также заниматься деятельностью по защите указанных сведений, обязано в порядке, установленном нормативными правовыми актами и методическими документами, получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование государственной тайны