Правовое регулирование государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

Работа состоит из  1 файл

АПР.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

         В области защиты государственной тайны для предприятий законодательством Российской Федерации установлены следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию:

  1. Проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  2. Проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;
  3. Проведение работ, связанных с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

       Порядок организации и проведения работ по лицензированию перечисленных видов деятельности предприятий определен Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

   Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности в сфере защиты государственной тайны, являются:

  1. По допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);
  2. На право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в пределах их компетенции);
  3. На право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).

     Вместе с тем лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Службы внешней разведки РФ по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется руководителями органов государственной власти Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.

      В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» допуск к государственной тайне предприятий, учреждений и организаций — это оформление их права на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

      Лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаются предприятиям на основании результатов специальных экспертиз и государственной аттестации руководителей предприятий, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, и при выполнении следующих условий:

- соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

- наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

- наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

     Лицензии оформляются на бланках, имеющих степень защиты, соответствующую степени защиты ценной бумаги на предъявителя. Лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в лицензирующем органе. Срок действия лицензии не может быть менее трех и более пяти лет, однако по просьбе заявителя лицензии могут выдаваться на срок менее трех лет. Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с приложением копий уставных и учредительных документов, а при необходимости и других материалов, характеризующих деятельность предприятия.

Функции лицензирующего органа следующие:

- организация лицензирования деятельности предприятий;

- организация и проведение специальных экспертиз предприятий;

- рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

- принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

- выдача лицензий;

- принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

- разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

- привлечение в случае необходимости представителей органов государственной власти Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;

- ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий

          Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия. Перечни вопросов, подлежащих проверке в ходе специальной экспертизы предприятия, определяются нормативно-методическими документами, утверждаемыми лицензирующими органами, а также программами специальных экспертиз предприятий, разрабатываемыми лицензирующими органами и утверждаемыми их руководителями.

        В ходе специальной экспертизы проводится оценка готовности предприятия к выполнению требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием этих сведений.

        Оценка готовности предусматривает проверку:

- наличия нормативных актов и нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам, защите информации от утечки по техническим каналам;

- наличия и качества разработки предприятием документов, регламентирующих организацию и порядок проведения на предприятии работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;

- наличия в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны;

- наличия аттестованных объектов информатики (кроме органов шифровальной службы).

       Важными вопросами, подлежащими проверке при проведении специальной экспертизы, являются наличие необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите государственной тайны и уровень их квалификации.

        Результаты специальной экспертизы оформляются актом, который направляется руководителю лицензирующего органа и учитывается при принятии решения о выдаче лицензии.

     Лицензирующие органы приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

- предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

- нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

- невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством РФ;

- ликвидации предприятия.

       Сроки рассмотрения заявлений, проведения специальной экспертизы, порядок и сроки принятия решения о выдаче, аннулировании, приостановлении и возобновлении действия лицензии определяются Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

       Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляют лицензирующие органы.

        Руководители и должностные лица лицензирующих органов в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение положений нормативных актов в области лицензирования деятельности предприятий, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, институт государственной тайны  на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее  место в системе национальной безопасности государства.

На основании проведенной работы, целесообразно сделать следующие выводы: 
- государственная тайна – сведения, специально охраняемые государством; 
- степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, ставится в зависимость от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие их распространения; 
- институт государственной тайны регулируется законодательством о государственной тайне; 
- правовой основной юридической защиты информации является на сегодняшний день целый комплекс российских нормативных актов, в частности: Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», Федеральный закон РФ «О государственной тайне» и др. Нормы, регулирующие институт государственной  тайны, содержатся также  в УК, ТК и иных нормативных актах;

- за противоправное обращение с информацией, составляющей государственную тайну, законодательством Российской Федерации предусматривается судебная защита пострадавшего, возмещение нанесенного ущерба, ответственность виновного вплоть до уголовной. 

Защита государственной тайны - не только правовая, техническая, но и культурологическая проблема. Решение ее зависит от уровня информационной культуры в обществе. Неотъемлемой частью этой культуры является восприятие легитимности и обоснованности установления правовых регламентов в отношении информации ограниченного доступа, в том числе и государственной тайны, а также осознание того, что эффективность функционирования института государственной тайны - одно из условий деятельности самого государства, обеспечения его суверенитета, реализации его претензий на достойное место в мировом сообществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. ( Принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Российская газета", N 237, 25.12.1993

2. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа  опубликован в изданиях "Российская газета", N 256, 31.12.2001

3. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 18.02.2006, с изм. от 19.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066

4. Уголовный Кодекс  Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ     (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954

5. Федеральный закон «О государственной тайне», 1993.

6. Федеральный закон от 25 февраля  1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»  // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

7. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. № 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны».

8. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

9. Распоряжение Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 226-рп. «Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне».

10. Постановление правительства РФ от 4.09.1995 г. № 870 «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

12. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а так же лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // "Собрание законодательства РФ", 31.08.1998, N 35, ст. 4407

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации ОТ 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова И А.К. Никитина" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 2, 1996 г.

Информация о работе Правовое регулирование государственной тайны