Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа
В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти.
Введение ……………………………………………………………... 3
1.Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа ……….. 4
2.Виды актов управления …………………………………………... 7
3.Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения …………………………………... 22
4.Подготовка, согласование, принятие, вступление
в силу и опубликование
правового акта управления ……………………………………….. 24
5.Действие правового акта управления …………………………. 32
Заключение …………………………………………………………. 32
II. Практическое задание ………………………………………… 33
Список используемой литературы ……………………………… 36
Содержание
I. Работа на тему: правовые акты государственного управления
Введение ……………………………………………………………... 3
1.Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа ……….. 4
2.Виды актов управления …………………………………………... 7
3.Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения …………………………………... 22
4.Подготовка, согласование, принятие, вступление
в силу и опубликование
правового акта управления ……………………………………….. 24
5.Действие правового акта управления …………………………. 32
Заключение …………………………………………………………. 32
II. Практическое задание ………………………………………… 33
Список используемой литературы ……………………………… 36
Правовые акты государственного управления.
Введение
В теории административного
права институт правового акта управления
(административного акта) является
одним из центральных, ибо в его
рамках осуществляются все важнейшие
функции государственного управления
(или публичного управления вообще).
Правовые акты управления составляют
важнейшую правовую форму реализации
управленческих действий по достижению
целей и решению задач
1. Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа.
Акт государственного управления —
это официальное предписание, которое
основано на законе, принято субъектом
управления на любом уровне государственной
иерархии в порядке одностороннего
волеизъявления и в пределах его
компетенции с соблюдением
Акты управления являются разновидностью управленческих решений, с помощью которых осуществляется управление народнохозяйственным комплексом, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью государства.
Акт государственного управления — это подзаконный акт. Подзаконный характер актов государственной исполнительной власти состоит в их точном соответствии закону. Издание актов управления является частью управленческой деятельности и одним из видов правовых актов государства.
Акты управления направлены на достижение
конкретного, оперативного руководства.
С их помощью осуществляется реализация
норм права в процессе управленческой
деятельности, обеспечивается необходимое
поведение участников административных
правоотношений. Акты управления служат
основой возникновения
Акты управления устанавливают
определенные правила поведения
— предписания, разрешения, запрещения.
Они защищают права и законные
интересы граждан, государственных
и негосударственных
Административно-правовые акты управления в системе законодательства Российской Федерации имеют свои особенности и общие характерные черты. Наиболее характерными для них являются следующие основные черты:
1. Имеют юридическую природу
правовой формы исполнительно-
2. Обладают государственно-
3. Исполнение акта управления
гарантируется, а при
4. По своей юридической силе
имеют подзаконный характер. Это
означает, что они могут быть
изданы уполномоченным на это
должностным лицом или органом
исполнительной власти, а также
органом местного
5. Они устанавливают
6. Они должны носить творческий
характер, поскольку содержащиеся
в них предписания направлены
на оптимальное решение
7. Административно-правовые акты
управления издаются в
Таким образом, административно-правовой акт управления представляет собой подзаконное одностороннее юридически властное предписание, изданное компетентным субъектом в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
Профессор А.П. Коренев считает, что административно-правовой акт управления - это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий властным, творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.
Профессор Д.Н. Бахрах считает, что акты государственной администрации - это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.
По мнению профессора Ю.Н. Старилова, правовой акт управления представляет собой разновидность документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания.
Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение:
1) выступают средством
2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
3) устанавливают правовой статус
субъектов административного
4) выступают в качестве
5) служат основанием для издания других актов управления;
6) служат основанием для
7) являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;
8) могут быть условием
2. Виды актов управления.
Основаниями (критериями) классификации правовых актов управления могут служить:
1) юридические свойства;
2) функциональная роль акта управления;
3) область и сфера применения;
4) действие в пространстве (территория действия);
5) дата начала действия акта;
6) действие во времени (срок действия);
7) форма выражения актов;
8) характер компетенции органов, принимающих правовые акты управления;
9) органы, принимающие акты управления, и их наименование;
10) степень соответствия
законам (соблюдение
11) способ охраны актов
управления или виды
1. В зависимости от
юридических свойств (или по
юридическому содержанию) правовые
акты управления
1.1. Нормативные административные
акты — это акты подзаконного
административного
— содержатся нормы права и конкретизируются нормы актов высшей юридической силы, содержащиеся в законодательных актах, а также предусматривается механизм их реализации;
— определяются типовые правила поведения в сфере публичного управления (например, правила приватизации; правила проведения контрольно-надзорных мероприятий; порядок наложения административных взысканий);
— устанавливается
— реализуется механизм обеспечения конституционного статуса граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также общественных объединений (например, об образовании, социальной защите);
— устанавливаются необходимые запреты и ограничения;
— предоставляются специальные
права и возлагаются
— формируются условия взаимодействия и координации деятельности различных участников управленческих отношений;
— проводятся в жизнь
социально-экономические
К нормативным относятся акты:
изданные в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;
устанавливающие правовые нормы (правила поведения);
обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитанные на неоднократное применение;
действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Нормативные акты являются
одним из источников административного
права, служат правовой основой возникновения,
изменения, прекращения административно-
Нормативные акты принимаются для правового регулирования однотипных общественных отношений, применяются в течение длительного срока действия и не имеют конкретного (персонифицированного) адресата, т. е. они адресуются неопределенному кругу лиц (субъектов права). Кроме того, нормативные акты управления применяются для регламентации управленческих отношений, складывающихся во всех сферах, областях и отраслях государственного управления, на всех уровнях исполнительной власти (т. е. на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти), а также в системе местного самоуправления.
Информация о работе Правовые акты государственного управления