Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа
В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти.
Введение ……………………………………………………………... 3
1.Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа ……….. 4
2.Виды актов управления …………………………………………... 7
3.Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения …………………………………... 22
4.Подготовка, согласование, принятие, вступление
в силу и опубликование
правового акта управления ……………………………………….. 24
5.Действие правового акта управления …………………………. 32
Заключение …………………………………………………………. 32
II. Практическое задание ………………………………………… 33
Список используемой литературы ……………………………… 36
Эта форма правовых актов
находит все большее
8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются следующие правовые документы.
8.1. Акты управления органов
общего управления (постановления
Правительства Российской
8.2. Акты управления органов
отраслевого управления (приказы
федерального министра, председателя
государственного комитета, руководителей
федеральных служб и
8.3. Акты управления органов межотраслевого (надведомственного) управления.
Эти акты принимаются органами, так называемой межотраслевой компетенции, и направлены, прежде всего, на решение вопросов, имеющих важнейшее значение для нескольких отраслей или сфер государственного управления. Данные административные акты имеют важное практическое значение и подлежат обязательному исполнению всеми, кому они адресованы: гражданам, федеральным министерствам, другим ведомствам, органам регионального государственного управления и т. д.). Акты межведомственного характера направлены на решение проблем в тех случаях, когда необходимы усилия нескольких государственных органов, когда решаются вопросы надведомственного характера, когда устанавливается одинаковый для всех масштаб отношений контроля и надзора, определяются правила деятельности.
8.4. Акты управления, издающиеся контрольно-надзорными органами (инструкции федерального Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, санитарно-эпидемиологического надзора и т. д.). В этих нормативных правовых актах содержатся важнейшие положения о существе надзорной деятельности, пределах и задачах осуществления надзора, порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности, процедуре применения мер административного принуждения за неисполнение законных предписаний или при совершении административных правонарушений.
Установленная за конкретным
органом исполнительной власти компетенция
по принятию соответствующих
9. В зависимости от
органов, принимающих акты
9.1. Акты управления, издаваемые
Президентом Российской
9.2. Правительство Российской
Федерации издает
9.3. Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и надзоры, российские агентства и т. д.) могут издавать: 1) постановления, 2) приказы, 3) распоряжения, 4) правила, 5) инструкции и 6) положения; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
9.4. Правительства республик,
входящих в состав Российской
Федерации, издают
9.5. Главы администраций
(председатели правительств) субъектов
Российской Федерации издают
постановления и распоряжения. Образованные
в структуре областных и
Практика деятельности органов исполнительной власти не исключает возможности издания совместных правовых актов двух и более органов государственного управления и их должностных лиц. Такие акты по предметам совместного ведения изданы Правительством Российской Федерации и правительствами различных республик, главами администрации различных областей и краев.
Среди актов управления часто встречаются акты, которые приняты не одним, а несколькими органами государственного управления. Здесь речь идет о совместных административных актах — приказах или инструкциях, принятых, например, Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам и Министерством экономического развития и торговли (или принятых различными федеральными службами России). Совместные административные решения в соответствии с конституционными и договорными нормами могут приниматься федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
10. В зависимости от
степени соответствия законам
(соблюдение требований
10.1. Правомерные, или законные (правильные, социально значимые, необходимые, обоснованные, приносящие обществу, государству и гражданам социальную пользу) акты управления — это административные акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним с тем, чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность.
10.2. Оспоримые акты управления (акты спорного характера) или неправомерные (незаконные).
10.3. Ничтожные административные акты (противоправные; недействующие)
11. В зависимости от
способа охраны актов
11.1. Акты управления, охраняемые
мерами дисциплинарной
11.2. Акты управления, охраняемые
мерами административной
Иногда в литературе разграничиваются акты управления, действующие по кругу лиц: акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые и т. д.); межведомственные акты; внутриведомственные акты.
3. Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения.
Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.
Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.
Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:
1) состояние системы управления;
2) ранее принятые акты;
3) возможные варианты решения проблемы;
4) интересы участников управленческих отношений;
5) права и свободы человека;
6) научно-правотворческие рекомендации.
Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.
Чтобы отвечать данному требованию, акт:
1) должен быть принят
компетентным субъектом
2) соответствовать закону по существу;
3) соответствовать цели закона;
4) приниматься в установленном процессуальном порядке;
5) не противоречить правовым
актам большей юридической
6) иметь соответствующую форму (акт-документ);
7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.
Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:
1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);
2) грамматические требования
(при оформлении должны
3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;
4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);
5) своевременно сдаваться на хранение.
При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.
Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.
Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.
Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.
Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
Информация о работе Правовые акты государственного управления