Правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:01, контрольная работа

Описание

В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др

Работа состоит из  1 файл

Административное право . Готовая контрольная..doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


1. Понятие административного правонарушения

В России действует большое  количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др. Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нарушение таких правил считается  правонарушением. Правонарушения делятся на преступления, являющиеся предметом уголовного права, и проступки (деликты) — административные, дисциплинарные и служебные.

Согласно КоАП РФ , административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, которые влекут за собой административную ответственность и, кроме того, в других нормативных правовых актах. Деяния, не предусмотренные этими нормами права, нельзя квалифицировать как административные проступки, и они не могут повлечь административную ответственность. От схожих с ними преступлений административные проступки отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не об общественной опасности административных деликтов.

Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административного правонарушения являются виновность и наказуемость деяния. Виновность означает волевое, сознательное деяние правонарушителя, совершенное по умыслу или неосторожности. Вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей. Наказуемость правонарушения — это предусмотренная законодательством административная ответственность за его совершение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Признаки административного правонарушения как основания административной ответственности

 

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях  состоит из Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях1 (далее – КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей  степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность  административного правонарушения  состоит в том, что оно реально  причиняет или может причинить  вред общественным отношениям, охраняемым  законом. Вред может выражаться  как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, т.е.  деяние, нарушающее нормы права.  Административная ответственность  установлена за нарушения норм  различных отраслей права - административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

3. Административное правонарушение  может быть совершено только виновно. Вина - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Юридический  состав  правонарушения 

 

Названные выше признаки (особенности) административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного правонарушения, однако под составом правонарушения в административном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

 Понятия «правонарушение»  и «состав правонарушения» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Сталкиваясь с различного рода вредными деяниями, люди первоначально фиксировали в своем сознании, а затем и в законе их непосредственно эмпирические признаки: черты субъекта деяния, само деяние, отношение субъекта к содеянному, предмет посягательства, а также последствия совершенного антисоциального                                            

поведения. Тем самым  постепенно выделялись элементы, составляющие содержание любого социально значимого поступка человека. Обобщение таких эмпирических признаков привело к появлению общетеоретической категории состава правонарушения.

 Категории «правонарушение»  и «состав правонарушения» одинаково  являются научными абстракциями, отражающими реальное, жизненное правовое поведение человека. Однако уровень и характер их абстрагирования различны.

  Если состав правонарушения  фиксирует эмпирические признаки, присущие любому конкретному  правонарушению, то категория «правонарушение» отражает его социальную сущность, отношение к нему со стороны общества и государства в целом.

 

 Понятие правонарушение  позволяет более глубоко познать  данное социальное явление. Общество  заинтересовано не только в  нормативной фиксации опасных  явлений, но и в познании их социальной природы. При этом следует заметить, что именно познание социальной сущности противоправного поведения не свободно от различного рода идеологических искажений.

 Юридический состав  правонарушения — научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.

 К элементам состава  правонарушения относятся:

 А) объект правонарушения;

 Б) объективная сторона правонарушения;

 В) субъект правонарушения,

 Г)  субъективная сторона правонарушения.

 Отсутствие одного  из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

 

3.1 Объект правонарушения

 

 ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ –  это охраняемые правом общественные  отношения, которым наносится  ущерб. Объект правонарушения  – это не вещи, которые похищаются, не деньги, которые не возвращаются  или не уплачиваются, не документы, которые подделываются, не человек, которого оскорбляют или избивают. Объектом правонарушения является соответствующее нарушенное субъективное право – право собственника на владение имуществом, право кредитора или продавца на получение денег, право государства на нормальное осуществление государственного управления, право человека на достоинство и личную неприкосновенность и т.д. В уголовном праве объект преступления принято классифицировать на общий, родовой, непосредственный; основной, дополнительный, факультативный.

Объект правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Общий объект административных правонарушений — общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного права. Частью общего объекта правонарушений является родовой объект, под которым понимается определенный круг односторонних общественных отношений, на которые посягает субъект административного правонарушения.

Часть правонарушений направлена против порядка управления: неповиновение  законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом, неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей. Другие правонарушения наносят ущерб собственности: мелкое хищение, самовольная добыча янтаря, нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Третьи направлены против порядка  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг: нецелевое  использование бюджетных средств, незаконные сделки с ценными бумагами, непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Четвертые посягают на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков.

Пятые направлены против общественного  порядка и общественной безопасности: мелкое хулиганство, незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия, блокирование транспортных коммуникаций.

 

3. 2 Объективная сторона правонарушения

 

 ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Ее составляют те элементы  противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности. Принято различать обязательные и факультативные признаки объективной стороны правонарушения. К обязательным признакам относятся противоправное деяние, вредные последствия противоправного деяния, а также причинная связь между деянием и его вредными последствиями.

Конкретное противоправное действие (бездействие), запрещенное норма  ми права (например, обман потребителей (ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях) выражается в следующих противоправных действиях: в обмеривании; обсчете; введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара; в умышленном искажении сведений о сроке годности товара, его сортности, продаж товара с нарушением требований о его комплектности и т.д.).

 

 ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЯНИЕ. Деяние  – это акт человеческого поведения,  выраженный в активном действии  или бездействии. Большинство  правонарушений совершается посредством  действия, которое может выступать или в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной (словесной) форме, или совершаться с помощью жестов (так называемые конклюдентные действия). Бездействием правонарушение может выражаться в том случае, когда на лице либо организации лежала обязанность, предусмотренная соответствующим нормативным актом либо заключенным договором, и это лицо либо организация данную обязанность не выполнило, к примеру, организация в соответствии с договором не построила объект, врач не оказал помощь больному, должник не возвратил деньги, сторож спал, вместо того чтобы надлежащим образом охранять объект, и т.д.

 Следует иметь в  виду, что образ мысли, те или  иные характеристики личности, если  они не выразились в конкретном  деянии, сами по себе не могут  повлечь юридическую ответственность.

Данный состав правонарушения, поскольку он влечет обязательное наступление  вредных последствий и устанавливает причинно-следственную связь между деянием и этими последствиями, называется материальным составом. Однако не всегда совершение административного правонарушения связано с вредными последствиями. Такой состав административного правонарушения называется формальным составом.

Информация о работе Правовые аспекты