Правовые основы административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание

В настоящей работе отстаивается идея формирования в Российской Федерации специализированных административных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Понятие и сущность административного процесса
1.2. Принципы административного процесса
2.ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1. Понятие и признаки административного правонарушения
2.2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Контра апр.docx

— 59.65 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРОЦЕССА

 

 1.1. Понятие и сущность административного  процесса

3

 1.2. Принципы административного процесса

5

2.ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ   ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

 2.1. Понятие и признаки административного   правонарушения

6

 2.2. Порядок производства по делам об административных      правонарушениях

 

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

31


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные  лица, государственные и муниципальные  служащие должны нести в современном  правовом государстве ответственность  за принимаемые ими решения и  осуществляемые действия (бездействие), за издание незаконных правовых актов  управления, за необоснованное применение к физическим или юридическим  лицам мер административного  принуждения. Важнейшим правовым институтом, защищающим нарушенные органами исполнительной власти права и свободы человека и гражданина, является административное судопроизводство.

Административное судопроизводство неразрывно связано с содержанием  и принципами современного правового  государства. Система правового  государства и ее функционирование обеспечивается надлежащим образом  организованной судебной властью с  собственными материальными и процессуальными  правовыми атрибутами. Важнейшим  признаком правового государства  должно являться наличие специализированного  правосудия (конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства), посредством которого осуществляется в стране судебная власть. Административное судопроизводство в правовом государстве осуществляется в зависимости от созданной в стране судебной системы общими судами или специализированными административными судами. В настоящей работе отстаивается идея формирования в Российской Федерации специализированных административных судов.

Принятая в 1993 году Конституция  Российской Федерации особенно подчеркнула  важность проблемы реализации гражданином  права на судебную защиту своих прав и свобод. В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции РФ граждане могут  обжаловать в суд действия и решения  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц. Именно осуществление и неотчуждаемость этого права являются ключевыми направлениями создания и укрепления российского правового и демократического государства.

Необходимость учреждения в  стране административной юстиции по осуществлению административного  судопроизводства основана на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым  правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством гражданского, уголовного и административного  судопроизводства, а Верховный Суд  РФ есть высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции. К числу административных дел в Российской Федерации относятся дела по защите прав и свобод граждан от незаконных решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дела о признании недействующими нормативных или ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также дела, возникающие из административно-правовых споров.

 

 

  1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Понятие и сущность  административного процесса

Конституция Российской Федерации  в статье 118-й предусматривает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.е. Конституция создала нормативную базу для формирования специальной системы судов, призванных рассматривать административные дела.

В широком представлении  юристов советской эпохи, административные дела – это дела о мелком хулиганстве и прочих мелких нарушениях, перечисленных в законах об административных правонарушениях. «Административное правонарушение» - как термин сегодня существует, но как явление не всегда предмет административного судопроизводства1.

Предметом административного  судопроизводства являются конфликты, возникающие в сфере государственной и любой другой публичной власти. Основная масса этих дел, это конфликты между гражданами и представителями государственной власти либо местного самоуправления.

Все административные дела можно разделить на четыре категории. Во-первых, обжалование гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, нарушающих их права преимущественно публичного характера. Речь идет об отказе предоставить публичную информацию, определенные документы, провести регистрацию юридических действий, об ограничениях и нарушениях в процессе выборов, о препятствиях к занятию должности на государственной службе, к участию в обсуждении проектов актов, о невыполнении служебных функций и т.д. Сюда же примыкают составы административных правонарушений, совершаемых должностными лицами и гражданами, предусмотренные КоАП.

Во-вторых, споры между  гражданами, юридическими лицами и  государственными органами, должностными лицами по поводу правовых актов последних. Это могут быть ненормативные  акты Правительства, министерств и  ведомств, а также региональных органов  исполнительной власти, так и нормативные  акты, нарушающие права других органов, организаций и граждан. Например, согласно ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» акты Правительства РФ могут  быть обжалованы в суд: в Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд согласно их юрисдикции и в административные суды2.

В-третьих, тематические споры. Изучение практики показывает, насколько  велик объем правонарушений бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможенного законодательства. И здесь административное судопроизводство могло бы существенным образом помочь устойчивости императивных норм.

В-четвертых, в сфере административного  судопроизводства могут быть споры  о компетенции в системе органов  исполнительной власти. Случаев нарушений  компетенции, вмешательства, подмены, воспрепятствования и использования  полномочий очень много в отношениях между Президентом РФ, Правительством РФ и министерствами, ведомствами. В  субъектах Федерации много скрытых  и явных конфликтов между губернатором (главой администрации) и его департаментами, управлениями. Сохраняют остроту  административные споры «по вертикали» между однородными федеральными и региональными органами. Сейчас они гасятся и разрешаются либо неформальными средствами, либо с помощью согласительных комиссий. Но этого явно мало.

 

1.2. Принципы административного  процесса

Понятие «принцип» имеет  латинское происхождение и в  переводе на русский язык означает «основа», «первоначало».

Исходя из этимологического значения этого слова, принципами административного  процесса называют фундаментальные  его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права  наиболее общего характера.

Принципы административного  процесса выражаются как в отдельных  нормах наиболее общего содержания, так  и в целом ряде процессуальных норм, в которые включаются гарантии реализации на практике общих правовых предписаний3.


Анализ действующего законодательства, а именно: Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе РФ позволяет выделить следующий состав принципов административного процесса: принцип отправления правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ), принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; принцип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип государственного языка судопроизводства.

 

2. ПРОИЗВОДСТВО   ПО   ДЕЛАМ   ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ   ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

2.1. Понятие и признаки  административного правонарушения

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если  они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности4.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность  административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным  отношениям,  охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение  – это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы  права. Административная ответственность  установлена за нарушения норм  различных отраслей права – административного, земельного, экологического и других.

3. Административное правонарушение  может быть совершено 
только виновно. Вина – это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

4. Наказуемость заключается  в том, что только то деяние  может быть признано административным  правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Административное правонарушение как основание административной ответственности, содержит юридический состав, то есть определенные элементы только при наличии, которых возможно наступление административной ответственности и применение административного взыскания. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, за нарушения которых установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, то есть все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

 Объективная сторона  административного правонарушения  характеризует его как противоправный  акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии, его последствия и причинную связь между ними5.

В зависимости от объективной  стороны, составы правонарушения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы, безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние, наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба).

Важным вопросом является вопрос о субъектах административного правонарушения. Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Административной ответственности  подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности  в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к  административной ответственности  на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Информация о работе Правовые основы административного процесса