Правоотношения –
это разновидность общественных
отношений. Общественные отношения
– это социальные связи между
людьми. Они объединяют индивидов
в их совместной деятельности
и существовании. Некоторые из
них возникают по воле конкретных
лиц, другие являются объективными
связями, возникшими задолго до
появления конкретного человека
или даже целого поколения
людей. Каждое новое поколение
попадает в систему объективно
сложившихся связей и отношений,
с которыми оно не может
не считаться и которые являются
объективными границами человеческой
деятельности и поступков отдельных
индивидов. Эти связи с течением
времени изменяются либо эволюционным,
либо революционным путем. Появляются
новые общественные отношения.
Свободная деятельность человека
осуществляется на более высоком
уровне, раздвигаются рамки возможного
в поступках человека, но одновременно
с этим возникают многочисленные
ограничения. 1
Так, развитие науки
и техники, рост промышленности
создают невидимые ранее возможности
производства разнообразных товаров
и услуг, которыми пользуются
современные потребители, но вместе
с этим происходит сокращение
природных ресурсов, широкомасштабное
загрязнение окружающей среды.
И с этими объективно возникающими
ограничениями нельзя не считаться.
Значит, в любом общественном
отношении имеются и определенные
границы свободного развития
человека, и определенный масштаб
ограничений. Если первое и
второе затрагивает существенные
интересы личности и государства,
то конкретное общественное отношение
попадает в сферу правового
регулирования и соответственно
приобретает юридический характер.
Первое (свобода) превращается в
субъективное право, а второе
(ограничение) в юридическую обязанность.
В юридической литературе
сложилось два основных подхода
в понимании правоотношений. Существует
мнение, что правоотношение –
это общественное отношение, урегулированное
нормами права. Другое мнение
сводится к тому, что правоотношение
является общественным отношением
особого рода.
Правоотношение –
это юридическая связь между
субъектами этого отношения. Через
правоотношение осуществляется
регулирование фактических обстоятельств
отношения. Правоотношение –
это не фактическое, а юридическое
общественное отношение. Между
юридическим и фактическим общественным
отношением существует тесная взаимосвязь.
Правовая норма конкретизируется в юридическом
отношении, которое при наличии оснований,
предусмотренных законом, возникает между
конкретными субъектами. И затем это юридическое
отношение воздействует на фактическое
общественное отношение. Если поведение
субъектов является правомерным, то между
юридическим и фактическим отношением
существует единство. Однако, в похожих
случаях, когда субъекты не выполняют
требований правовых норм, между юридическим
отношением (правоотношением) и тем фактическим
отношением, на которое оно должно оказывать
воздействие, появляется противоречие. 1 Содержанием этого общественного
отношения является поведение его участников.
Если это поведение отклоняется от требований
правовой нормы, то и само общественное
отношение отклоняется от своей модели
– юридического отношения. Таким образом,
общественное отношение является объектом
правового отношения. Однако существует
и другая точка зрения относительно соотношения
правовых и
общественных отношений.
Правовое отношение
– следствие действия права,
как социального и государственного
института. В догосударственном
обществе правоотношений не было,
т.к. там не было права. Это
значит, что правоотношения не
мыслимы вне права или без
права. Есть лишь отношения,
объективно требующие или не
требующие правового опосредования.
Именно связь с правом, урегулированность
тех или иных отношений правом дает
основание называть их правовыми. Не может
быть такого положения, чтобы правоотношения
существовали помимо и независимо от юридических
норм.
Право регулирует далеко
не все, а лишь наиболее принципиальные
отношения, имеющие существенное
значение для интересов государства,
общества, нормальной жизнедеятельности
людей. Это, прежде всего отношения
собственности, власти и управления,
социально-экономического устройства,
прав и обязанностей граждан,
обеспечения порядка, трудовые, имущественные,
брачно-семейные и другие отношения.
Остальные либо не регулируются
правом вовсе (сферы морали, дружбы,
товарищества, обычаев, традиций), либо
регулируются лишь отчасти (например,
в семье помимо материальных существуют
сугубо личные, интимные отношения между
супругами, между родителями и детьми,
не затрагиваемые правом).
С этой точки зрения
все общественные отношения можно
подразделить на три группы:
1. регулируемые правом и, следовательно,
выступающие в качестве правовых;
2. не регулируемые правом и,
значит, не имеющие юридической формы;
3. частично регулируемые.
В основе такого деления
лежат три критерия: социальная необходимость,
государственная заинтересованность
и возможность внешнего контроля.
В последнем случае
надо иметь в виду, что не
любое отношение может быть
подвергнуто правовому регулированию,
да и необходимость в этом
во многих случаях не возникает.
Государство вовсе не стремится
к глобальной регламентации «всего
и вся». На целесообразность правового
вмешательства в те или иные
отношения могут влиять и другие
факторы (нравственная оправданность,
гуманность, демократичность).
Из сказанного вытекает,
что любое правовое отношение
есть общественное отношение,
но не всякое общественное
отношение есть правоотношение.
Это определяется границами действия
права, которые, однако, не являются
абсолютными, раз и навсегда
данными. Условия меняются, и то,
что в одно время регламентируется
законом, в другой период может
перестать быть его объектом.
Пределы правовой сферы
(«юридического поля») подвижны,
они могут в зависимости от
обстоятельств сужаться или расширяться,
но в целом отражают объективные
потребности развития общества
и государства, ход исторического
процесса. Иными словами, правоотношения
составляют лишь часть общественных
отношений, а именно ту, которая
опосредуется правом.
Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений,
как особого вида общественных отношений,
заключаются в следующем:
1. Они возникают, изменяются
или прекращаются только на основе правовых
норм, которые непосредственно порождают
правоотношения и реализуются через них.
Между этими явлениями существует причинно-следственная
связь. Нет нормы – нет правоотношения.
Они представляют собой некоторое единство,
целостность.
Именно в правоотношении
достигаются цели правовых норм,
проявляется их сила, эффективность,
именно в правоотношениях они
начинают «работать». Иные общественные
отношения опосредуются другими
(не юридическими) нормами, т.к.
не требуют правового вмешательства.
2. Субъекты правовых отношений
взаимосвязаны между собой юридическими
правами и обязанностями. Эта связь, собственно,
и есть правоотношение, в рамках которого
праву одной стороны соответствует обязанность
другой и наоборот. Участниками правоотношений
выступают по отношению друг к другу как
управомоченные, так и правообязанные
лица.
Правоотношение – это
всегда двусторонняя связь. Сама норма
права, вызвавшая правоотношение, носит
предоставительно-обязывающий характер,
она всегда кого-то на что-то управомочивает
и кого-то к чему-то обязывает. В
еще в большинстве правоотношений
каждый из их участников одновременно
обладает правом и несет обязанность.
3. Правоотношение содержит
интеллектуальный и волевой элементы.
Интеллектуальный элемент – осознанность
поведения, а так же способность самого
субъекта правоотношения осознавать свои
действия и руководить ими. При этом вовсе
не обязательно, чтобы участник правоотношения
руководствовался только юридической
нормой. Он может соблюдать моральный
аналог правовой нормы, действовать по
привычке. Важно, чтобы поведение было
осознанным и волевым. Право регулирует
только такие поступки человека, которые
контролируются сознанием и волей индивида.
Воля субъекта должна в принципе соответствовать
воле общества и государства, выраженной
в юридической норме и конкретизированной
в правоотношении.
4. Правоотношения, как и
право, на базе которого они
возникают, охраняются государством.
Другие отношения такой защиты
не имеют. Конечно, далеко не
во всех правоотношениях государство
заинтересовано. И, казалось, ему
незачем их защищать, но интерес
государства состоит в том,
чтобы эти социальные эксцессы
правильно разрешались, виновные
несли наказание, поэтому оно
держит их в поле своего
внимания, обеспечивает соблюдение
возникающих по этому поводу
юридических норм и процедур,
прав граждан. Охрана законности
и правопорядка означает и
охрану правоотношений, т.к. последние
в своей совокупности и образуют правопорядок,
как результат законности.
5. Правоотношения отличаются
индивидуализированностью субъектов,
строгой определенностью их взаимного
поведения, персонификацией прав
и обязанностей. Этого не наблюдается
в других общественных отношениях,
например, моральных, политических,
эстетических, которые не столь
формализованы и управляемы.
Таковы основные особенности
правовых отношений. Как надстроенные
явления, они обусловлены, в конечном
счете, экономическими и иными факторами
и причинами.
2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Классификация правовых
отношений может быть произведена
по различным основаниям.
Все правоотношения, как
и юридические нормы, которые
их предусматривают, следует классифицировать
по отраслевому признаку. По этому
критерию все правоотношения
разделяются на государственно-правовые,
административно-правовые, гражданско-правовые,
уголовно-правовые и т.д.1
Другим вариантом классификации
является их рассмотрение на
основе социального назначения.
Здесь выделяются следующие виды:
Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение
развития общественных отношений, например,
правоотношения, связанные с договорами
купли-продажи, комиссии, подряда, или
правоотношения, возникающие при акционировании
и приватизации государственных предприятий.
Основное содержание таких правоотношений
– позитивное, регулятивное. Здесь есть
охранительные моменты, но они не выступают
на первый план, а имеют вспомогательное
значение. Так, при акционировании, приватизации
государственных предприятий одним из
важнейших моментов является охрана этой
деятельности от неправомерного присвоения
государственной собственности за счет
теневого капитала, за счет коррупции
и применения методов, используемых мафиозными
структурами. Однако при всей важности
охранительного момента и в праве, и в
правоотношении он является вспомогательным.
Охранительные правоотношения – это такие правоотношения,
основным содержанием которых являются
правовые запреты, правовые ограничения
либо активные обязанности соответствующих
должностных
лиц, предусмотренные в
целях обеспечения охраны регулятивных
правоотношений. В таких правоотношениях
доминирует охранительная функция
права.
По взаимосвязи с
государством следует различать
также общие и конкретные правоотношения.
Оба термина условны и указывают лишь
на своеобразие отражаемых ими явлений.
Вообще, всякое правоотношение по-своему
конкретно, и в то же время представляет
собой неконкретное обобщение, интегрирующее
в себе собирательные черты. Идея общих
правоотношений возникла в отечественной
науке в 60-е годы и обоснована в работах
Алексеева С. С., Матузова Н. И., Фарберга
И. Е. Позже круг сторонников этой концепции
расширился, а недавно она получила поддержку
применительно к современным условиям
российской действительности. Наличие
общих правоотношений безоговорочно признается
государствоведами (конституционалистами),
но отрицается представителями гражданского
права. 1
В рамках общих правоотношений
существуют и реализуются основные
(естественные, неотчуждаемые) права
и свободы человека и гражданина, зафиксированные
в международных пактах, российской декларации
прав и свобод человека и гражданина, других
основополагающих документах. В соответствии
со ст. 2 Конституции РФ на государство
возложена обязанность признавать, соблюдать
и защищать эти права и свободы, гарантировать
их осуществление. 2 В свою очередь граждане должны
вести себя в соответствии с нормами Конституции
РФ и других законов, соблюдать общий интерес,
исполнять свои обязанности, уважать права
и свободы других. Вконституционных правоотношениях
нет юридического факта в традиционном
его понимании. Эти
правоотношения возникают
непосредственно из закона, т.е. роль
юридического факта в данном случае
выполняет сам закон, его издание.
Главное же заключается в том,
что в этих правоотношениях одной
из сторон является государство, т.к. неконкретизированная
сторона, а если она и конкретизируется
в лице Президента Российской Федерации,
то в Конституции РФ приводится лишь
общий механизм гарантирования или
правового статуса личности.
Общие правоотношения
возникают непосредственно из
закона, который порождает правоотношение
между личностью и государством.
Закон одновременно является
юридическим фактом, с которым
он же связывает возникновение
правоотношения, например, между личностью
и государством в связи с
введением в силу уголовного
закона. На каждого гражданина, на
каждое должностное лицо возлагается
обязанность соблюдения соответствующих
запретов, а государство приобретает
право требовать выполнения этой
обязанности гражданами. Это общие
взаимосвязи. Они в наименьшей
степени осознаются человеком.
Как правило, человек не задумывается
о правовом характере такого
рода взаимосвязей. Человек не
задумывается над вопросом, почему
он не нарушает правовой запрет.
Он действует по привычке, либо
соблюдает моральный аналог правового
запрета. Какая-то часть населения
не нарушает запреты из-за страха
подвергнуться юридической ответственности.
В последнем случае правовой
характер взаимоотношений между
личностью и государством, возможно,
приобретает осознанный характер.
Конкретные правоотношения
возникают на основе юридических
фактов – поступков, актов
конкретного поведения, например,
договоров купли-продажи, займа,
аренды, фрахтования и т.п.