Конкретные правоотношения
носят правоприменительный характер,
а общие – правообеспечительный
и правоохранительный.
Общие и конкретные
правоотношения могут возникать
на базе как регулятивных, так
и охранительных норм. Общие правоотношения
чаще всего связаны с действием
норм конституции, с реализацией
запретов уголовного права. Нормы
Конституции являются в большинстве
случаев регулятивными, а нормы
уголовного права – охранительными.
Конкретные правоотношения так
же могут быть как регулятивными
(например, порождаемые гражданско-правовым
договором), так и охранительными
(возникающие в связи с возбуждением
уголовного дела, привлечением лица
в качестве обвиняемого, назначением
и проведением судебной экспертизы
и др.).1
По степени определенности
субъектов все правоотношения
делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные правоотношения
– это те, в которых определена
только одна сторона – носитель
субъективного права. На другом
полюсе правового отношения нет
персонально определенного субъекта,
носителя юридической обязанности.
Один субъект наделяется субъективным
правом, а все остальные субъекты
обязаны не нарушать это субъективное
право. Примером является правоотношение,
возникающее в связи с реализацией
права собственности. Собственник
имеет правомочия владеть, пользоваться
и распоряжаться принадлежащей
ему собственностью. Все остальные
лица обязаны уважать и не
нарушать эти правомочия.
Относительные правоотношения
– это такие правоотношения, в
которых обе стороны персонально
определены и являются носителями
прав и обязанностей по отношению
друг к другу. Например, в соответствии
с договором купли-продажи между
продавцом вещи и ее покупателем
возникают конкретные, относительные
правоотношения. 2
По характеру обязанностей
правоотношения подразделяются
на активные и пассивные. В активных
– обязанность заключается в необходимости
совершить определенные действия в пользу
управомоченного, в пассивных, напротив,
она сводится к воздержанию от нежелательного
для контрагента поведения.
Различают также простые правоотношения
(между двумя субъектами) и сложные (между
несколькими или даже неограниченным
числом); кратковременные и долговременные.
Диспозиционные и обеспечительные правоотношения
разграничиваются в зависимости от характера
регулируемых правом общественных отношений,
в зависимости от того, какой структурный
элемент правовой нормы в данном случае
используется.
Диспозиционное правоотношение
возникает при реализации диспозиции
правовой нормы. Оно представляет
собой фактически то общественное
отношение, для регулирования
которого создается и вводится
в действие правовая норма.
Однако отождествлять это общественное
отношение и диспозиционное нельзя.
Это объясняется тем, что в
процессе правового регулирования
общественное отношение теряет
некоторые свои черты, приобретает
новые свойства, изменяется и
преобразуется. Таким образом,
диспозиционное правоотношение
– это уже новое качественное
состояние общественного отношения.
Необходимо указать так же
на то, что данные преобразования
общественных отношений, связанные
с их правовой регламентацией,
могут носить различный характер.
Некоторые из них будут иметь
позитивную направленность, стимулировать
прогрессивное развитие общественного
отношения. Другие – наоборот,
приобретут регрессивную направленность,
тормозя развитие. Все это зависит
от качества правовой регламентации,
от правильности оценки реального
состояния общественных отношений,
перспектив их дальнейшего развития.
Это является одним из проявлений
сущностных свойств диспозиционных
правоотношений. 1
Сущность диспозиционных
правоотношений выражена в их
необходимых, определяющих, устойчивых
свойствах, в которых различаются
материальные и социально-политические
аспекты.
Диспозиционные правоотношения,
как и любые другие, порождаются
материальными условиями жизни
общества. Однако они теснее, глубже
связаны с материальными процессами.
Таким образом, они находятся
в большей зависимости от материальных
и экономических условий общественной
жизни, что в свою очередь
влияет на пределы правового
вмешательства в подобные общественные
отношения. Наиболее ярко это
проявляется в отношениях собственности,
в хозяйственных отношениях между
предприятиями, организациями.
В социально-политическом
плане диспозиционные правоотношения
отражают взаимоотношения между
различными социальными группами.
С одной стороны в них через
правовые нормы воплощается воля
господствующих социальных групп,
с другой – выражается воля
субъектов, которые непосредственно
вступают в эти диспозиционные
правоотношения. Следует отметить,
что в диспозиционных правоотношениях,
в отличие от обеспечительных,
свобода волеусмотрения, волеизъявления
субъектов более широкая, менее
ограниченная.
Подводя итог, можно
сказать, что диспозиционные правоотношения
– это урегулированные диспозицией
правовой нормы общественные
отношения, для регламентации
которых создается и вводится
в действие сама норма права.
Диспозиционные правоотношения
находятся в тесной, ограниченной
связи с обеспечительными правоотношениями,
которые возникают при реализации
санкций правовых норм. Одним
из элементов механизма обеспечения
нормальной реализации норм права
являются обеспечительные правоотношения.
Характерным признаком
обеспечительных правоотношений
является их властный характер,
т.е. они напрямую связаны с
необходимостью применения власти.
Относительно обеспечительных правоотношений
эта власть приобретает государственный,
юридический аспект, и поэтому
они выступают как властеотношения.
Властеотношения – это особый
тип общественных отношений, который
характеризуется наличием специального
властного субъекта, который способен
подчинить иных субъектов своей воле. 1
Властный характер
обеспечительных правоотношений
ярко проявляется в специфике
их субъективного состава. Субъекты
обеспечительных правоотношений
подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным
в первую очередь относится комплексный
субъект. Это носитель властных полномочий,
обладающий правом и обязанностью оказать
правовое воздействие путем применения
санкции правовой нормы. Тем самым этот
субъект обладает обеспечительной компетенцией.
Компетентными субъектами обеспечительных
правоотношений могут быть государственные
органы, должностные лица и т.п. Однако
здесь необходимо четко отметить, что
государство в целом не может быть субъектом
обеспечительных правоотношений.
Второй обязательный
субъект обеспечительных правоотношений
– это то лицо, или орган,
к которому применяются правовые
санкции. Они обладают правами
и несут обязанности. При этом
соотношение прав и обязанностей
у различных субъектов неодинаково.
Оно зависит от вида применяемых
санкций.
Вспомогательными субъектами
обеспечительных правоотношений
являются лица или организации,
которые лишь оказывают помощь
обязательным субъектам в развитии
обеспечительного правового отношения
(например, представители обвинения
и защиты).
Как уже отмечалось,
обеспечительные правоотношения
регулируются санкциями норм
права. Санкция – это структурная
часть общей правовой нормы,
указывающая на возможные меры
воздействия на нарушителя данной
нормы.1 Санкции подразделяются на
поощрительные и охранительные. Охранительные
в свою очередь подразделяются на штрафные,
правообеспечительные, санкции ничтожности,
организационные санкции. К. М. Гарапшин
считает, что реализация всех видов санкций
связана с возникновением и функционированием
обеспечительных правоотношений.2 Соответственно различаются
и виды обеспечительных правоотношений.
Выделяются поощрительные и охранительныеобеспечительные
правовые отношения.
Поощрительные правоотношения – это отношения, которые
регулируются поощрительными санкциями
правовых норм. Основанием их возникновения
являются специально поощряемые правом
действия, за которые предусматриваются
меры морального или материального
стимулирования.
Охранительные правоотношения связаны, соответственно,
с
реализацией охранительных
санкций, предусматривающих меры
государственного принуждения.
К ним относятся штрафные, правовосстановительные,
организационно-принудительные, отменяющие
и проч.
Штрафные правоотношения связаны с применением
юридической кары, претерпевания дополнительных
неблагоприятных последствий за совершенные
правонарушения.
Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном
восстановлении нарушенных прав, в принуждении
к исполнению невыполненных обязанностей.
Отменяющие правоотношения – это отношения, между
субъектами по признанию несуществующим,
лишенным юридической значимости правового
акта неправомерного характера в форме
действия или документа (например, признание
недействительной гражданско-правовой
сделки).
Организационно-принудительные правоотношения
– это отношения, связанные с принудительно-организационными
преобразованиями, основанными на неправомерных
действиях и состоянии, носящем ущербный
для общества характер (например, ликвидация
обанкротившихся организаций).
Обеспечительные правоотношения
разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе
своего развития обеспечительные правоотношения
могут переходить от общерегулятивного
состояния к конкретному. В частности,
уголовные обеспечительные правоотношения
возникают на общерегулятивном уровне
сразу после совершения преступления,
и лишь после вынесения приговора становятся
конкретными. Таким образом, в ходе развития
постепенно идет конкретизация содержания
обеспечительных правоотношений.
Непосредственным основанием
возникновения, изменения или
прекращения обеспечительных правоотношений
являются юридические факты или
фактические составы. К ним
относятся деяния, за которые
в праве устанавливаются меры
государственного обеспечения или
правоприменительные акты.
Правоприменительные правоотношения являются органической
частью правореализационного процесса.
В определенных ситуациях они дополняют
развертывание диспозиционных и обеспечительных
правоотношений, носят производный, подчиненный
«чужим» интересам характер. Правоприменительные
правоотношения носят ярко выраженный
политико-управленческий характер, т.к.
одна сторона (государственный орган)
правомочна вынести решение по конкретному
делу, другая сторона обязана подчиниться
ему. Оно необходимо для нормального функционирования
права, вызвано к жизни специально юридическими
потребностями. Такое правоотношение
фактически складывается каждый раз, когда
обслуживает правореализацию, и когда
вмешательство государства требуется
для контроля, поддержки, конкретизации
действия правовых норм в индивидуальных
ситуациях.
Управленческое правоприменительное
отношение с санкции законодателя
обрастает множеством дополнительных
общественных отношений, носящих
процедурный, а в наиболее сложных
случаях правоприменения – процессуальный
характер.
Строго говоря, эти
общественные отношения в определенной
мере носят тоже управленческий
характер, а значит, в классовом
обществе приобретают и политическую
окраску.
Однако, если правоприменительное
правоотношение призвано специально
юридическим образом помочь реализации
правоотношений, диспозиционных и
правообеспечительных (правоотношений
первого и второго порядков), то процедурно-процессуальные правоотношения
вызваны к жизни специально юридическими
потребностями самого правоприменения
как правоотношения третьего порядка.1 Они призваны создавать оптимальные
условия для всестороннего, полного и
объективного выяснения всех обстоятельств
дела, строгого соблюдения прав и обязанностей
участников юридической процедуры, принятия
законного и обоснованного решения в рамках
основного правоприменительного правоотношения.
Законодатель не должен
произвольно устанавливать, с
помощью каких действий, например,
получать доказательства, поскольку
природа, внутренняя «логика»
правоприменения очерчивает возможные
их рамки. Но он может в
этих пределах решать, быть или
не быть тому или иному отношению
в процессе (процедуре), на какой
его стадии, в какой форме, между
какими именно субъектами и
т.п. Так, советской юридической
общественности удалось добиться
от законодателя допуска защитника
на начальной стадии предварительного
расследования, а в 1985 году
была установлена новая протокольная
форма подготовки судебного материала,
установившая более упрощенный
порядок производства по делам
о преступлениях, перечисленных
в ст. 414 УПК РСФСР.2 До этого в уголовном судопроизводстве
не могли допускаться изъятия из общих
уголовно-процессуальных правил. В связи
с этим появляются уголовно-процессуальные правоотношения
нового образца, новой упрощенной формы.1