Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:19, монография
Книга посвящена новому феномену в современной российской правовой системе - правовым позициям Конституционного Суда России, формулируемым в его решениях. Уникальность издания заключается в том, что в нем впервые обощены и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда России за весь период его деятельности применительно к основным главам и статьям Конституции Российской Федерации. Изложены правовые позиции по вопросам конституционного статуса личности, федеративного устройства, организации государственной власти и местного самоуправления, законотворческих процедур и действия правовых актов. Приведены также процессуальные правовые позиции Конституционного Суда по вопросам его деятельности, касающиеся пределов его юрисдикции, требований к обращениям в Конституционный Суд, порядка рассмотрения дел, правовых последствий принятых решений и др.
Раздел первый. Решения Конституционного Суда России и развитие права.
Предварительные замечания
Глава I. Конституционный Суд России: место в механизме
государственной власти, пределы юрисдикции, виды решений
Глава II. Правовая природа решений Конституционного Суда России,
их влияние на развитие права
Глава III. Правовые позиции и решения Конституционного Суда России
в их соотношении
Глава IV. Проблемы реализации решений Конституционного Суда России
Глава V. Возможен ли пересмотр решений Конституционного Суда
России: внутригосударственный и международно-правовой
аспекты
Раздел второй. Правовые позиции Конституционного Суда России
I. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам его деятельности
II. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам конституционного статуса личности
III. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам федеративного устройства
IV. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам организации государственной власти
и местного самоуправления
V. Правовые позиции Конституционного Суда России
по вопросам законотворческих процедур и действия
правовых актов
Приложение. Перечень постановлений Конституционного Суда Российской
Федерации за 1992-2003 годы с указанием официальных
источников их опубликования
Заявитель, если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными, вправе защитить свои права налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции Российской Федерации запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы и изложенной в настоящем Определении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения... (Определение Конституционного Суда от 7 февраля 2002 года N 37-О; абзацы второй пункта 2, пятый пункта 3, четвертый пункта 4 мотивировочной части).
36. Положение пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" о возможности установления законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации конкретных ставок налога для игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающих установленные указанным Федеральным законом минимальные размеры налоговых ставок без ограничения федеральным законом предельных размеров таких ставок, как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года, от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
Определение по данной жалобе... подлежит исполнению с 1 января 2003 года, если в соответствии со статьей 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее указанного срока законодателем не будут внесены изменения в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (Определение Конституционного Суда от 9 апреля 2002 года N 69-О; пункты 1 и 2 резолютивной части).
37. Конституционный Суд Российской Федерации, указав в Определении от 13 ноября 2001 г. N 239-О, что в связи с вступлением в силу Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" норма части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" применению не подлежит, исходил из того, что предусмотренные ею обязательные отчисления являются налоговым платежом. Между тем Федеральное Собрание в декабре 2001 года отклонило проект федерального закона, предусматривавший исключение этой нормы из Федерального закона "О пожарной безопасности".
В результате возникла правовая неопределенность в вопросе о том, можно ли считать часть седьмую статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" юридически действующей.
Установленные частью седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" отчисления в пользу территориальных подразделений противопожарной службы в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ обладают всеми признаками налога, закрепленными в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные платежи являются обязательными. При этом не предполагается, что объем услуг в рамках обеспечения государством пожарной безопасности соответствует сумме отчислений. Тем самым все плательщики отчислений уравниваются в правах, а сами отчисления носят обезличенно-безвозмездный характер, т.е. представляют собой индивидуально-безвозмездные платежи...
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
Следовательно, часть седьмая статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" не может применяться судами, другими органами и должностными лицами...
Вместе с тем, учитывая, что предусмотренные частью седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" отчисления являются одним из основных источников финансирования органов пожарной безопасности на 2002 год и поступают в соответствующие бюджеты, Конституционный Суд Российской Федерации считает необходимым установить, что данная норма утрачивает силу с 1 января 2003 года (Определение Конституционного Суда от 9 апреля 2002 года N 82-О; абзацы третий и четвертый пункта 2, пункт 3, абзацы второй и третий пункта 4 мотивировочной части).
38. На платеж, взимаемый за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, не распространяется правовой режим налоговых платежей, он не обладает рядом необходимых признаков и элементов налогового обязательства в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 18 февраля 1997 года..., от 1 апреля 1997 года..., от 11 ноября 1997 года... и от 28 октября 1999 года...
Принимая Постановление "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", /установившее, что государственный технический осмотр проводится на платной основе/, Правительство Российской Федерации исходило из полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "О безопасности дорожного движения".
Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой Правительство Российской Федерации своими нормативными актами может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, при условии, что они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения предусматриваемых им обязанностей, затрагивающих в том числе сферы финансовой политики, общественного порядка и безопасности, на Правительство Российской Федерации; такого рода нормативное правовое регулирование не противоречит Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1998 года...) (Определение Конституционного Суда от 14 мая 2002 года N 88-О; абзацы одиннадцатый пункта 2, третий и четвертый пункта 3 мотивировочной части).
39. Положения подпункта 1 пункта 2 статьи 212 и абзаца шестого пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающие при исчислении налога на материальную выгоду от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 года. Применительно к суммам, оставшимся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 года, для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января 2001 года, поскольку иное истолкование данной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации.
В силу статей 6, 79 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положение подпункта 1 пункта 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению судами, другими органами и должностными лицам с учетом сохраняющих свою силу постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года и от 8 октября 1997 года и в его конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Определении (Определение Конституционного Суда от 5 июля 2002 года N 203-О; пункт 1 резолютивной части).
40. В силу сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций обязательные индивидуально-возмездные федеральные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 114 и 115 вытекает, что в соответствии со своими конституционными полномочиями Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также устанавливает ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему соответствующим федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения...
Пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, не обладают рядом признаков и элементов, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, как он был определен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 1997 года, и, следовательно, не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Поэтому на них не может быть распространен вытекающий из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации и сформулированный на их основе Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 4 апреля 1996 года и от 11 ноября 1997 года критерий правомерности налоговых платежей, в соответствии с которым налоговый платеж может считаться законно установленным лишь при условии, что все существенные элементы налогового обязательства, в том числе размер платы, определены непосредственно федеральным законом.
Вместе с тем в ходе дальнейшего реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не исключается возможность введения Федеральным Собранием - в силу его полномочия, вытекающего из статей 57, 71 (пункт "з"), 76 (часть 1), 75 (часть 3), 94 и 106 (пункт "б") Конституции Российской Федерации, - иного порядка взимания указанных платежей. Однако при этом законодатель связан требованиями названных статей Конституции Российской Федерации и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в решениях по делам о проверке конституционности актов налогового законодательства, в том числе в настоящем Определении (Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 года N 283-О; абзацы пятый пункта 3, седьмой и одиннадцатый пункта 4 мотивировочной части).
41. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, как он определен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 1997 года, и, следовательно, не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Поэтому на них не может быть распространен вытекающий из статей 57, 71 (пункт "з"), 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации и сформулированный на их основе Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 4 апреля 1996 года и от 11 ноября 1997 года критерий правомерности налоговых платежей, в соответствии с которым налоговый платеж может считаться законно установленным лишь при условии, что все существенные элементы налогового обязательства, в том числе размер платы, определены непосредственно федеральным законом. /Поэтому правомерно принятие Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, постановления о взимании платежей неналогового характера за загрязнение окружающей природной среды/.
Вместе с тем в ходе дальнейшего реформирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не исключается возможность введения Федеральным Собранием - в силу его полномочия, вытекающего из статей 57, 71 (пункт "з"), 76 (часть 1), 75 (часть 3), 94 и 106 (пункт "б") Конституции Российской Федерации, - иного порядка взимания указанных платежей. Однако при этом законодатель связан требованиями названных статей Конституции Российской Федерации и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в решениях по делам о проверке конституционности актов налогового законодательства, в том числе в настоящем Определении (Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 года N 284-О; абзацы пятый, восьмой и девятый пункта 5 мотивировочной части).
42. Статья 349 Налогового кодекса Российской Федерации в части, допускающей обложение налогом с продаж со стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются для предпринимательской деятельности за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, содержит положение, по существу такое же, как ранее признанное неконституционным в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, а потому также не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 57, и во всяком случае утрачивает силу не позднее 1 января 2004 года (Определение Конституционного Суда от 14 января 2003 года N 129-О; пункт 1 резолютивной части).
43. ...Исходя из статьи 57 Конституции Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о разумном сроке, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, и приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации /пункт 1 статьи 5/, законодатель, принимая акт законодательства о налогах, должен учитывать, что период, по истечении которого данный акт вступает в силу, во всяком случае не может быть меньше определяемого Налоговым кодексом Российской Федерации...
Положения Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которыми были изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, т.е. не ранее чем с 1 февраля 2002 года (Определение Конституционного Суда от 8 апреля 2003 года N 159-О; абзац третий пункта 2 мотивировочной части, пункт 1 резолютивной части).
Информация о работе Правовые позиции Конституционного Суда России