Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа
Цель работы – комплексное исследование фундамента, на котором строится административное производство, сущности каждого принципа и важности целостности и взаимосвязанности всех «начал» вместе взятых.
Исходя из цели работы, вытекают следующие задачи, которые я постараюсь решить посредством данного исследования:
- дать краткую характеристику объекта исследования, рассмотреть его понятие, участников, стадии;
- конкретизировать предмет рассмотрения - принципы административного производства, дать их характеристику, выяснить их актуальность и последствия не соблюдения;
- проанализировать источники административного права на предмет отражения данных принципов в административных нормах.
Введение
3
1. Общая характеристика административного производства
5
1.1. Понятие административного производства
5
1.2. Участники административного производства
9
1.3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
12
2. Принципы административного производства
15
2.1. Понятие и классификация принципов производства об административных правонарушениях
15
2.2. Характеристика принципов административного производства
18
Заключение
Данный принцип имеет первоочередное значение для осуществления производства по делам об административных правонарушениях и основан на требованиях Конституции [1, ст.7], имеет свое отражение в ПИКоАП [3, ст.2.2].
Процедура
осуществления
Данный принцип выражается в том, что применение мер административной ответственности допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом. Это значит, что такие меры могут быть применены только к лицам виновным в совершении административного проступка. Данный принцип лишает силы решения, принятые в противоречии действующему законодательству и влечет определенную законом ответственность за допущенные нарушения. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Принцип законности - универсальный, его требования должны выполняться от начала до завершения производства и обязательны в равной степени для всех его стадий. Частная его конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам административного обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Его сущность
состоит в том, что применение
норм материального права или
иная форма реализации во всех случаях
должны быть законными. Нормы реализуются
в строгом соответствии с порядком,
предписанным административно-
Принцип законности предъявляет требование ко всем участникам административного производства соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, содержащие такие процессуальные нормы. Естественно, подобное требование предъявляется к гражданам, а также к другим индивидуальным и коллективным субъектам производства по делам об административных правонарушениях. Зачастую сложность реализации данного принципа на практике состоит в том, что в законодательстве содержится большое количество пробелов, имеющих самое непосредственное отношение именно к административно-процессуальной деятельности. К примеру, в производстве по делам об административных правонарушениях не регламентирована процедура рассмотрения ходатайств участников производства; в дисциплинарных производствах по административному праву не указываются реквизиты решения, выносимого по делу и т. п. Следовательно, при отсутствии необходимых положений законодательства, соблюдение их представляется невозможным.
Не соблюдение этого принципа может нести как административные, так и уголовные последствия.
2. Принцип равенства.
Данный принцип является не менее важным, чем предыдущий. Принцип равенства берет свое начало в Конституции Республики Беларусь, нормах международного права. В ПИКоАП он сформулирован следующим образом: «Все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов» [3, ст.2.12].
Административное производство осуществляется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица в административном производстве равны перед законом независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
3. Принцип оперативности.
Необходимо
соблюдать краткость
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса [2, ст.10.1].
Кроме того, для судов и органов ведущих административное производство, установлены определенные сроки рассмотрения дел [2, ст.10.3;ст.11.2].
4. Принцип непосредственности.
Он состоит в требовании присутствия лица, совершившего административное правонарушение, на рассмотрении своего дела, его законных представителей, устного производства компетентным органом, объявления вынесенного постановления по окончанию процесса [3, ст.4.1; ст.11.11].
5. Принцип гласности.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, могут привлекаться представители общественности, трудовых коллективов [3, ст.2.14].
Однако, в некоторых случаях от данного принципа можно отступить: закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении допускается в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну. [3, ст.2.14, ст.10.8], соблюдения безопасности участников производства [3, ст.2.8].
6. Принцип состязательности.
Состязательность проявляется в разделении функций защиты и обвинения. И тот и другой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к административной ответственности лица, так и сторону потерпевшего. Органы, рассматривающие дело, обязаны учитывать позицию участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения участников процесса.
7. Принцип объективности истины.
При осуществлении производства по административным правонарушениям доказыванию и оценке подлежат;
- факт совершения правонарушения;
- виновность (или невиновность) лица, привлекаемого к административной ответственности;
- смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;
- основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;
- основания для прекращения производства по делу.
Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом (должностным лицом) по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. [3, ст. 2.10; ст.6.13].
Более того, предусматривается
8. Принцип двустепенности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении [3, ст.2.16].
Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении определен в главе 7 ПИКоАП.
9. Принцип диспозитивности.
Участники
административно-
10. Принцип устности.
Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол [3, ст.9.2.].
На стадии рассмотрения дела, участники производства по делам об административных правонарушениях дают устные объяснения, которые записываются в соответствующие протоколы.
11. Принцип неприкосновенности личности, жилища.
Никто не
может быть задержан за совершение
административного
Неприкосновенность жилища и иных законных владений гарантируется законом. Никто не вправе войти в жилище и иное законное владение лица против его воли. Производство процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по основаниям и в порядке, установленным ПИКоАП [3, ст.2.6].
12. Принцип презумпции
Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.
Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях. Сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу [3, ст.2.7].
13. Принцип родного языка.
Производство ведется на русском или белорусском языках – государственных языках Республики Беларусь.
Участнику
административного
Постановление суда, органа, ведущего административное производство, в установленном ПИКоАП порядке, вручается лицу, в отношении которого ведется административный процесс, его законному представителю, защитнику, представителю в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют [3, ст.2.11].
14. Принцип экономичности и
Данный принцип направлен на обеспечение такой организации административного производства, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту без излишнего обременения участников процесса. Экономичности и эффективности во многом способствуют установленные законодательством точные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу (вопросу) решение.
Кроме всего прочего, необходимо отметить,
что для всех стадий производства
по административным правонарушениям
актуальны принципы гуманизма, справедливости
и демократизма – основополагающие для
деятельности всех государственных органов
и отраженные в нормах Конституции Республики
Беларусь.