Реализация и действие административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание

дминистративное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.
В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие административно-правовых норм…………………….4
Глава 2. Виды административно-правовых норм………………………..6
Глава 3. Реализация административно-правовых норм…………………9
3.1. Исполнение административно-правовых норм……………..10
3.2. Применение административно-правовых норм…………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….15

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

          ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

    Глава 1. Понятие административно-правовых норм…………………….4

    Глава 2. Виды административно-правовых норм………………………..6

    Глава 3. Реализация административно-правовых норм…………………9

                    3.1. Исполнение административно-правовых норм……………..10

                     3.2. Применение административно-правовых  норм…………….12

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          ВВЕДЕНИЕ 

          Административное  право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных  отраслей права, что обусловлено, в  свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.

          В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Глава 1. Понятие административно-правовых норм 

          Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется  различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

            Нормы этой отрасли права несут  на себе отпечаток общественных  отношений, составляющих ее предмет.  Соответственно проявляются определенные  особенности, характерные для  административно-правовых норм.

            Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти, государственного управления.

          В административно-правовых нормах непосредственно  выражается регулятивная роль административного  права.

          Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы  не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное нормотворчество.

            Для административного права  характерно юридическое опосредование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую "нагрузку": правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения).

          Многие  нормы административного права  содержатся в Конституции РФ. Ими  определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в  ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, субъектов исполнительной власти). Почти в каждом законе немало административно-правовых норм.

          Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению  с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда - подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства1.

          Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. К этой основной позиции можно добавить, что в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерства и ведомств).

          В пределах России административно-правовые нормы распространяются также и  на иностранных граждан.

            Во времени административно-правовые  нормы, как правило, не ограничены  определенными сроками действия. Это означает, что они действуют  до их официального изменения  либо до отмены. В ряде случаев  возможно установление определенных  сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

            Законную силу административно-правовые  нормы приобретают либо с момента  подписания содержащих их нормативных  актов (например, указов Президента  или постановлений Правительства РФ), либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

          Принципиальное  значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и  во времени имеет следующее положение  Конституции РФ: любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 

          Глава 2. Виды административно-правовых норм 

          Административно-правовые нормы можно классифицировать по видам2:

          1. По содержанию административно-правовые  нормы объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это, прежде всего, следующие группы (виды) норм:

          - регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;

          - закрепляющие основные положения организации, функционирования и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;

          - устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

          - закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

          - закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;

          - регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

          - разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;

          - определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

          2. По предмету правового регулирования  они делятся на материальные  и процессуальные нормы. Нормы,  регулирующие сущность управленческих  отношений, правила поведения  субъектов административного права  в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий называются материальными.

          Нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или  порядок, процедуру рассмотрения дел  об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного  наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, регламентируются и охраняются административно-процессуальными нормами.

          3. По методу воздействия на поведение  субъектов управленческих отношений.

          Они могут быть:

          - обязывающими — содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой3. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

          - уполномочивающими - уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях4;

          - стимулирующие; создавать условия должного поведения в сфере управленческих отношений или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность5, также косвенно стимулируют законопослушность граждан;

          - согласительные административные процедуры также широко используются в регулировании управленческих отношений.

          4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

          - категорические (императивные);

          - рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

          - диспозиционные (регулируемые права и обязанности в рамках или диапазоне, предоставленных нормой права).

          5. По способу действия (в пространстве, по времени и субъектам регулирования):

          - в пространстве — общероссийские, в пределах субъекта Российской Федерации, местные правовые акты и др.;

          - по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;

          - по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений. 

          Глава 3. Реализация административно-правовых норм 

          Реализация  административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений, но, естественно, по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом6.

          Особую  значимость процесс реализации административно-правовых норм приобретает в связи с особенностями современного федеративного устройства России, поскольку к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации отнесено самостоятельное установление нормативных правовых актов. Практика многих лет, к сожалению, демонстрирует немало фактов, суть которых в том, что на уровне субъектов Федерации устанавливаются правовые нормы, в том числе и административно-правовые, не соответствующие федеральному законодательству. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ (ч.5) установлено, что в случае противоречий между нормативными правовыми актами субъектов Федерации и федеральными приоритет отдается федеральным. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  нормативные правовые акты субъектов Федерации, признанные судом противоречащими федеральному и региональному законодательству, подлежат приведению в соответствие с законом в течение шести месяцев.

Информация о работе Реализация и действие административно-правовых норм