Реализация и действие административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание

дминистративное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.
В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие административно-правовых норм…………………….4
Глава 2. Виды административно-правовых норм………………………..6
Глава 3. Реализация административно-правовых норм…………………9
3.1. Исполнение административно-правовых норм……………..10
3.2. Применение административно-правовых норм…………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….15

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

          Известны  два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.

           

          3.1. Исполнение административно-правовых  норм 

          Исполнение  административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависят реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

          Соблюдение  как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен большой перечень запретов, связанных с гражданской службой. В связи с ее прохождением гражданскому служащему, в частности, запрещается:

           -осуществлять предпринимательскую деятельность;

           -получать в связи с исполнением  должностных обязанностей вознаграждения  от физических и юридических  лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и  иные вознаграждения);

           -использовать в целях, не связанных  с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического  и иного обеспечения, другое  государственное имущество, а  также передавать их другим  лицам;

           -прекращать исполнение должностных  обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

            Нарушение данных запретов в  зависимости от конкретных обстоятельств  влечет различные виды ответственности:  от дисциплинарной до уголовной.

            В качестве других примеров  соблюдения норм административного  права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами.

          Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер. Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом. Тем самым субъект может реализовать свои иные субъективные права, например право на предпринимательскую деятельность. Отметим, что само требование лицензирования отдельных ее видов установлено не административным, а гражданским правом: п. 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

            Спецификой административно-правовых  норм является то, что посредством  использования заложенных в них  возможностей заинтересованные  субъекты реализуют свои права  не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым правом, правом социального обеспечения и иными отраслями российского права. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Тем самым он реализует свои права на предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой требуют специального разрешения (лицензии). 

          3.2. Применение административно-правовых норм 

          В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих  субъектов исполнительной власти. Оно  практически выражается в издании  полномочным органом (должностным  лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

          Правоприменение в административном порядке в  случаях, специально предусмотренных  действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

          Применение - наиболее характерный для административного  права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст. 23.1).

          Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

          Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. 
     
     
     
     
     

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Регулирующее  воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом заключается  их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций  исполнительной власти. В современных условиях объектом административно-правового регулирования по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государственного управления, от эффективности работы которого зависят не только состояние экономической, социальной и иной деятельности, но и, в первую очередь, уровень реализации демократических возможностей всестороннего развития личности, удовлетворения ее жизненных потребностей и интересов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 2010
    2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). – М. – Норма: 2010
    3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
    4. Закон сегодня. Информационный образовательный юридический портал. www. lawtoday.ru
    5. Административное право. B.C. Четвериков. Изд. «Феникс», 2004
    6. Гарант. Информационно-правовой портал. www. garant.ru
    7. КонсультантПлюс. Правовой сайт. www.consultant.ru

Информация о работе Реализация и действие административно-правовых норм