Референдум РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является стремление, показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия, а также параллельно с этим рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии вообще.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Понятие и виды референдума Российской Федерации……...………......5
Развитие института референдума в России……………………….……...10
Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации ……………………….……………………....................................................13
Правовые последствия референдума РФ………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовик КП.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 

Введение………………………………………………………………………........3

  1. Понятие и виды референдума Российской Федерации……...………......5
  2. Развитие института референдума в России……………………….……...10
  3. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации ……………………….……………………....................................................13
  4. Правовые последствия референдума РФ………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Тема  курсовой работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной.

      Интересно отметить, что особое распространение  референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской  зрелости населения, демократизацией  политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.

      Проведение  референдумов в отдельных странах  зависит от национальной культуры и  традиций. Например, референдум никогда  не проводился в США на федеральном уровне, Нидерландах, Индии, Германии после Второй мировой войны, в Великобритании этот институт почти не применялся. По числу проведенных после Второй мировой войны референдумов Италия в Европе уступает лишь Швейцарии. В отличие от ее соседей – Франции и Швейцарии – референдум в Италии длительных традиций не имеет. Регулярно референдумы проводятся в Швейцарии, Норвегии.1 Со времени принятия в 1848 году первой швейцарской Конституции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира вместе взятых (более 400 раз референдум использовался на федеральном уровне). Можно сказать, что в Швейцарии референдум является основным институтом в функционировании политической системы.2

      Институт  референдума в России был известен Конституции СССР 1936 г. Правда, определялся референдум там как всенародный опрос, однако таким определением вряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результат голосования в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и в Конституции РСФСР 1978 г., однако стал применяться сравнительно недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.

      Вторым  стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту и парламенту.

      И, наконец 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция Российской Федерации принята.3

      Поскольку референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации  является «высшим непосредственным выражением власти народа», является одним  из важнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решаться принципиально важные вопросы жизни страны и всего народа, такие как принятие новой Конституции – все это говорит, на мой взгляд, о большой практической значимости выбранной темы.

      Целью данной курсовой работы является стремление, показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия, а также параллельно с этим рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии вообще. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и виды референдума  Российской Федерации
 

      В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции  Российской Федерации Российская Федерация  есть демократическое государство. Термин «демократия» – производное  от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится буквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.

      В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ч.1. ст.3). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

      Каждая  из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

      С юридической точки зрения понятие  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

      Власть  есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо, подчинять  своей воле других. Власть как явление  социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение4.

      С возникновением государства возникает  и государственная власть как  один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

      Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

      Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

      Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

      В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает  в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии5.

      В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации  различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторые специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия6.

      Непосредственная  демократия исходит из того, что  в демократическом государстве  воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

      При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

    • референдума;
    • выборов;
    • всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
    • правотворческой инициативы;
    • участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;
    • индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

      «Высшим непосредственным выражением власти народа»  – указывается в Конституции  Российской Федерации (ч.3 ст.3), - являются референдум и свободные выборы.

      Термин  «референдум» происходит от латинского «referendum» - «то, что должно быть сообщено».

      Согласно  Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.7, референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

      Самыми  активными и действенными формами  народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах  и референдумах.

      Референдум  и выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них – выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

      Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах8.

      Основное  отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит  в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в  депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

      На  практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью.

      Различают следующие виды референдума.

      В зависимости от содержания законопроекта  выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

      По  времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.

      Кроме того, референдумы могут быть обязательными  и факультативными. На первый выносятся  вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.

Информация о работе Референдум РФ