Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является стремление, показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия, а также параллельно с этим рассмотреть положительные и отрицательные моменты характерные для прямой демократии вообще.
Введение………………………………………………………………………........3
Понятие и виды референдума Российской Федерации……...………......5
Развитие института референдума в России……………………….……...10
Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации ……………………….……………………....................................................13
Правовые последствия референдума РФ………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………….26
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации – немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
Однако важно подчеркнуть, что вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской Федерации, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.14:
Следует обратить внимание, что отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
Признание
итогов голосования недействительными
более чем на одной четверти участков
референдума влечет за собой признание
недействительными результатов
референдума субъектов
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.
Необходимо
отметить, что статья 42 Федерального
конституционного закона «О референдуме
в Российской Федерации» от 10 октября
1995 г.15 устанавливает, что лица, препятствующие
свободному осуществлению гражданином
Российской Федерации его права на участие
в референдуме Российской Федерации путем
подкупа, обмана, применения физического
насилия или угрозы его применения, подлога
документов референдума Российской Федерации,
заведомо неправильного подсчета голосов
граждан, имеющих право на участие в референдуме
Российской Федерации, или иным путем,
либо препятствующие работе избирательных
комиссий или комиссий по проведению референдума
Российской Федерации и работе членов
указанных комиссий, а также законной
деятельности инициативной группы, наблюдателей
или условиям проведения агитации, либо
препятствующие выполнению решения, принятого
на референдуме Российской Федерации,
несут административную или уголовную
ответственность в соответствии с федеральными
законами.
Заключение
В
ходе исследования наше внимание было
сосредоточено на вопросе использования
механизма референдума как
За период 1991-1996 г.г. в России по данным Национальной службы новостей были проведены следующие референдумы:
Как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.
Последний российский референдум предполагал голосование в целом по вопросу о принятии новой конституции, заменяющей старую, унаследованную от советского строя и к тому же усложненную массой поправок, порой противоположных. Данное событие означало попытку национальной элиты получить легитимизацию своего решения политического вопроса, не только спорного, но и вносящего раскол в общество. Естественно, с этим событием был связан ряд конфликтов, и сторонники референдума сделали все, чтобы представить его в качестве решающей меры по установлению национального единства.
Разработка же проекта и расчет последствий осуществлялись без малейшего народного участия. Затем проект был немедленно выдвинут на народное голосование, в надежде получить поддержку россиян и легитимизировать власть, поскольку остальные попытки уже провалились. Но вот в чем состоит главная проблема подобных референдумов: насколько "демократично" проводить общественное голосование по широкому кругу изменений, предложенных одной определенной группой политиков?
Ожидалось, что общественность вынесет оценку относительно проекта несмотря на его сложность и туманность. Однако даже самые компетентные люди не смогли однозначно оценить проект конституции. Дебаты по поводу референдума вышли на вопросы о природе демократии и о желательности конституционных изменений.
Т.о.
можно сделать вывод, что референдум
в любой стране будет политически
и идеологически эффективен с
точки зрения интересов прогрессивных
социальных сил и классов лишь
в том случае, «…если он по природе
своей как весьма важный демократический
институт будет правильно понят и поддержан
широкими слоями населения, будет иметь
своей целью при решении политических
вопросов четко выраженную гуманную цель,
если общественное мнение не будет
увлечено и дезориентировано псевдодемократическими
лозунгами и призывами, а также ложными социальными
ценностями…»16, и наконец, если
будут созданы все необходимые организационно-технические
и иные условия для подготовки и проведения
всенародных опросов.
Библиографический список