Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Работа состоит из  1 файл

кп шпаргалка.docx

— 222.82 Кб (Скачать документ)

Черты правового  статуса автономного округа (области): 1) конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта рФ и статуса самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ; 3) автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничение этих субъектов РФ в правах по отношению  к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ.

Он обладает собственной  территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных  органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами  и т. п.

Правовое положение  автономного округа (области) не может  быть изменено без предварительного его согласия.

Статус автономного  округа (области) такой же, как и  всех других субъектов РФ. В связи  с этим на них распространяются все  права субъектов: право на символику  субъекта, на равное положение в  отношениях с РФ и т. д.

На автономный округ (область) частично распространяется влияние  органов государственной власти края, области, в которые они входят, для этого устанавливаются специальные  законы субъектов РФ и заключаются  договоры между ними о пределах компетенции.

Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и  другими природными ресурсами в  соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ.

Конституцией РФ и Договором о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе  РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению.

По вопросам своего и совместного с РФ ведения  автономные округа (область) вправе принимать  правовые акты. А также вправе издать специальный именной федеральный  закон, но в настоящее время ни один автономный округ (область) еще не воспользовался этим правом.

41. ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Конституция РФ устанавливает  четкие перечни полномочий РФ, субъектов  РФ и предметы их совместного ведения.

РФ обладает суверенитетом  на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам  ее исключительного ведения в  силу их особой важности для государства. Например, принятие и изменение Конституции  РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеративное устройство и территория РФ; регулирование федерального бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.

Вне пределов ведения  РФ и сферы совместного ведения  РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Сфера совместного  ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам: 1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному; 2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий; 3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все  акты, принятые органами государственной  власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать  положениям Конституции РФ, федеральным  конституционным и федеральным  законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него недопустимы.

Равноправие субъектов  РФ перед РФ означает, что все  субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других, осуществлять полномочия в  пределах своей компетенции, при  этом полномочия по изданию нормативных  актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной  власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей  компетенции либо по предметам совместного  ведения согласно федеративным договорам  о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной  власти РФ не вправе препятствовать осуществлению  полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.

42. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ

Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий, установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может быть в формах: 1) заключения договора между субъектом РФ и РФ; 2) установления в нормах Конституции РФ.

Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1) компетенция самой РФ; 2) компетенция субъектов РФ; 3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В ведении  органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества, за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1) федеративного устройства и территории РФ; 2) установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; 3) федеральной государственной собственности и управления ею; 4) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; 5) федерального бюджета; 6) внешней политики и международных отношений РФ;

7) вопросов войны и мира, обороны и безопасности;

8) иных вопросов исключительного ведения РФ. Субъекты РФ не вправе без предварительного соглашения с РФ принимать нормативные акты, затрагивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-территориальные, устанавливать таможенные налоги и сборы при въезде и выезде на территорию субъекта РФ.

Однако РФ вправе передавать часть своих полномочий органам власти субъектов РФ, если это не влечет ограничения прав и  свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Эта  передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении  предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов  РФ.

Договор о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектами РФ – соглашение, в силу которого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Договоры о разграничении  предметов ведения могут затрагивать  предметы совместной компетенции РФ и ее субъектов. К ним относятся, например: 1) обеспечение верховенства федерального законодательства; 2) защита прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; 4) охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; 5) установление общих  принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 6) иные текущие вопросы функционирования государственной системы.

Юридическое значение договоров о разграничении предметов ведения между органами государственной власти рФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень вопросов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты, устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.

43. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Конституция РФ предоставляет  право органам государственной  власти субъектов РФ принимать законы в пределах их компетенции. Эти законы действуют в пределах границ соответствующего субъекта РФ.

Субъекты  РФ не вправе принимать законы по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции РФ: 1) войны и мира; 2) регулирования федеральной собственности; 3) установления федерального бюджета и т. д.

В случае принятия субъектом  РФ закона вне пределов его компетенции  законы РФ и субъектов РФ вступают между собой в противоречие, т. е. возникают коллизии норм права.

В этом случае всегда действует общее правило разрешения таких споров: федеральные законы обладают наивысшей силой по отношению  к законам субъектов РФ, что  обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории и верховенство федерального законодательства.

В случае возникновения  более сложной коллизии между  правовыми актами РФ и актами субъекта РФ она разрешается Конституционным  Судом РФ.

Коллизии между законами субъектов РФ и федеральным законодательством могут быть: 1) о противоречии нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ федеральному законодательству; 2) о пределах компетенции принявшего нормативный акт органа власти.

Конституционный Суд  РФ рассматривает споры о компетенции  органов власти субъектов РФ с  точки зрения разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленными Конституцией РФ, федеративным и иными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий.

Конституционный Суд  РФ может вынести следующие решения: 1) подтвердить полномочие соответствующего органа государственной власти субъекта РФ на издание спорного акта или  совершение спорного юридического действия; 2) подтвердить отсутствие соответствующих  полномочий данного органа государственной  власти издать акт или совершить  действие правового характера, послужившие  причиной спора о компетенции.

В первом случае спорный  акт продолжает свое действие и признается принятым в пределах компетенции  органа власти.

В случае признания акта органа власти субъекта РФ не соответствующим федеральному законодательству он утрачивает свою юридическую силу и прекращает действовать. В этом случае применению подлежат нормы федеральных законов, регулирующие спорные правоотношения. Если же соответствующих федеральных нормативных актов нет, то применяется ранее действующее законодательство РФ или РСФСР либо аналогия закона.

Если Конституционным  Судом РФ признаны несоответствующими Конституции РФ закон субъекта РФ, договор субъекта РФ или отдельные  их положения, это влечет за собой  их непременное признание недействительными  и не подлежащими применению, отмену органами государственной власти других субъектов РФ актов, принятых на основе положений, признанных неконституционными. В связи с этим все правовые последствия, возникшие в результате применения неконституционных нормативных актов субъектов РФ, отменяются и восстанавливается положение субъектов правоотношений в первоначальном их виде.

44. ПРИНЯТИЕ В СОСТАВ РФ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ

Изменение субъектного состава РФ возможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ.

Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность.

При изменении субъектного  состава РФ должны учитываться государственные  интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и  гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи  субъектов РФ, их социально-экономические  возможности.

Принятие  в РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Иностранное государство  принимается в состав РФ только при  изъявлении добровольного желания  и при наличии заключения о  целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России