Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Работа состоит из  1 файл

кп шпаргалка.docx

— 222.82 Кб (Скачать документ)

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Этот принцип  обеспечивает свободное выражение  воли граждан РФ и исключает возможность  давления со стороны других лиц путем  угроз.

49. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Избирательная система – это порядок проведения и организации выборов в органы государственной власти страны различных уровней власти.

Избирательная система РФ – это совокупность приемов и способов организации выборов органов государственной власти РФ и местного самоуправления.

Избирательная система РФ включает в себя: 1) порядок выборов Президента РФ (Главы государства); 2) порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (нижней палаты парламента РФ); 3) порядок выборов в другие государственные органы власти, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые на основе всеобщего и прямого избирательного права; 4) порядок выборов в органы государственной власти субъектов РФ; 5) порядок выборов в органы местного самоуправления.

Виды выборов: 1) по тому, какие органы формируются, выборы могут быть Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т. д.; 2) по форме проведения выборов: непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.

В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти по результатам выборов: 1) мажоритарная; 2) пропорциональная.

Мажоритарная  избирательная система является упрощенной. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

Мажоритарные избирательные  системы по способу определения  большинства могут быть: 1) относительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»); 2) абсолютными (в этом случае требуется наличие  «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос); 3) квалифицированными (используется «квалифицированное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не менее 2/3 голосов избирателей).

Пропорциональная  избирательная система – порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов.

В пропорциональной системе законом может устанавливаться  минимальное число голосов избирателей, поданных в поддержку той или  иной партии, блока, при котором партия, блок могут участвовать в распределении  мандатов.

В РФ используются обе  вышеуказанные избирательные системы, поэтому РФ – государство со смешанной  формой избирательной системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

При этом в РФ минимальное  число голосов (на выборах в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ), при  получении которого партия или блок допускаются к распределению  мандатов, – 7 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

50. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются  органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное  Собрание, Государственной Думы –  Президент РФ, представительного  органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования  всегда является воскресенье.

В выборах принимают  участие все граждане РФ, достигшие  возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация  избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация  осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные  избирательные округа, а в своей  совокупности составляет единый федеральный  избирательный округ. Округа делятся  на избирательные участки.

Для организации  выборов формируются избирательные  комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии  наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в  государственных или муниципальных  средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах  должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной  комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки  регистрируются Центральной избирательной  комиссией.

После регистрации  кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие  избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут  осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения  предпочтения тому или иному кандидату  и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов  по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках  избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты  выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

51. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ КАК СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Назначение  выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования.

Право назначать  выборы принадлежит различным органам  в зависимости от избираемого  органа и его уровня: 1) выборы депутатов  Государственной Думы назначает  Президент РФ; 2) день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием  РФ; 3) выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий  законодательный (представительный) орган; 4) глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.

Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются  выборы по причине досрочного прекращения  полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов  должно быть принято не позднее чем  через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Если выборы не будут  назначены в указанные сроки  уполномоченным на то органом или  должностным лицом, то выборы назначаются  и проводятся соответствующей избирательной  комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных  лиц федерального уровня назначаются  Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных  лиц субъектов РФ – избирательной  комиссией этого субъекта РФ.

После назначения дня  голосования для проведения выборов  на территории РФ образуются: 1) единый федеральный избирательный округ; 2) 225 одномандатных избирательных  округов; 3) избирательные участки.

Федеральный избирательный округ охватывает собой всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

Одномандатные округа образуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям.

Одномандатные избирательные  округа образуются в соответствии с  требованиями: 1) примерного равенства  одномандатных избирательных округов  по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15 %; 2) в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой; 3) не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ; 4) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа. Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ.

Избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Они образуются с  соблюдением требований: 1) на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; 2) пересечение  границ избирательных округов границами  участков не допускается.

52. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ, СРОК ПОЛНОМОЧИЙ, КОМПЕТЕНЦИЯ

Избирательная комиссия – это коллегиальные органы, формируемые в порядки и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Система избирательных комиссий: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; 2) избирательные комиссии субъектов РФ; 3) окружные избирательные комиссии; 4) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; 5) участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ явяется постоянно действующей. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Окружная  избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ.

Территориальные избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Участковая  избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией.

Число ее членов находится  в пропорциональной зависимости  от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В состав каждой избирательной  комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные  функции за деятельностью соответствующей  комиссии и порядком проведения выборов.

Центральная избирательная  комиссия РФ является высшей в системе  избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью  всех избирательных комиссий. Избирательная  комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ.

Окружная избирательная  комиссия координирует деятельность территориальных  и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения  и действия территориальных избирательных  комиссий и их должностных лиц, принимает  по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные  вопросы на местах. Она действует  до дня официального опубликования  решения о назначении новых выборов.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России