Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Работа состоит из  1 файл

кп шпаргалка.docx

— 222.82 Кб (Скачать документ)

Председатель Государственной Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с рФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.

Председатель Государственной  Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной  Думы и имеют право решающего  голоса при принятии решения Советом.

Совет Государственной  Думы осуществляет предварительную  подготовку и рассмотрение организационных  вопросов деятельности палаты, а также  подготавливает законопроекты к  обсуждению на заседании палаты.

Все депутатские  объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания  интересов партии и, как правило, представлены ее членами.

Депутатские объединения  вправе на своих заседаниях принимать  решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы. Такие  решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения, число которых составляет более 50 человек, подлежат государственной  регистрации в установленном  федеральными законами порядке.

Основная  функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

70. ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

Порядок деятельности Государственной Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и Регламентом  палаты.

Основные  принципы организации деятельности Государственной Думы: 1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

2) свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

Государственная Дума работает в периоды сессий: 1) весенней (с 12 января по 20 июня); 2) осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Сессия  работы Государственной Думы – это период, в течение которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Государственной Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы.

Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание  на 30-й день после выборов. Президент  РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого  срока. Первое заседание всегда открывается  старейшим по возрасту из депутатов.

Согласно Регламенту Государственной Думы последующие  заседания палаты открывает председатель Государственной Думы.

На своем первом заседании Государственной Думы депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя Государственной Думы; 2) Счетную комиссию;

3) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы; 4) Временный секретариат. Эти решения Государственной Думы оформляютсяпостановлениями.

Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто  и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной  Думы, либо в случае принятия решения  о проведении закрытого заседания  большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент  РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства  РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы.

Заседания Государственной  Думы проходят отдельно от заседаний  верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной  Думы могут присутствовать члены  Совета Федерации.

Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются  голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого  голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или  иное решение.

Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство  от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).

На заседаниях Государственной  Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются  председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).

Регламент Государственной  Думы устанавливает периоды для  работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.

Деятельность Государственной  Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

71. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

В Совет Федерации  ФС РФ входят по 2 представителя от каждого  субъекта РФ, поэтому общее число  членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации  ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет  Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем  от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ об избрании представителя  в Совет Федерации принимается  тайным голосованием и оформляется  постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем  от исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ является лицо, назначенное  высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего  должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен  в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего  должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации  от исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной  власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу  рассмотрения этого указа не проголосовало  против его одобрения 2/3 и более  от общего числа депутатов.

Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного  органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет  Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в  силу указанных решений.

72. СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет  Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации  подвижен и постоянно назначаются  новые представители органов  власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации  – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции  РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов  и групп.

73. ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная  работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации  имеются еще перерывы заседаний  палаты, которые представляют собой  процессуальные перерывы в работе в  связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в  работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и  должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом  и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации  принимает решения на общем заседании  палаты путем прямого тайного  или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации  осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого  Государственной Думой федерального закона.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России