Система государственных органов в россии и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:36, реферат

Описание

В современном мире более 190 независимых государств, в каждом из которых существует своя система местного управления. Даже если брать только страны - члены ОЭСР, где структура публичного управления наиболее разработана, то мы имеем дело с 19 различными вариантами. Однако сложности этим не ограничиваются: в федеративных государствах в каждом субъекте федерации действуют свои системы организации местного управления, а в ряде случаев существуют значительные различия и внутри отдельных государств или субъектов федерации.

Работа состоит из  1 файл

Система государственных органов власти в россии и за рубежом.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

    Каждая  из палат Конгресса обладает полномочиями вносить на его рассмотрение любой законопроект по любому вопросу, за исключением вопроса о повышении государственных доходов, поскольку законопроекты по той теме должны поступать от Палаты представителей. Таким образом, может создаться впечатление, что большие штаты способны оказывать большее влияние на мошну государства, чем маленькие. Однако на практике каждая из палат может проголосовать против законодательства, принятого другой палатой. Сенат имеет право не утверждать тот или иной законопроект, предложенный Палатой представителей - или даже любой законопроект - или добавить к нему поправки, меняющие его характер. В этом случае согласительный комитет в составе членов обеих палат обязан разработать компромиссный вариант законопроекта, устраивающий обе стороны, прежде чем последний станет законом.

    Кроме того, Сенат обладает определенными  полномочиями, специально закрепленными за этим органом, включая полномочия подтверждать назначения президентом должностных лиц на те или иные высокие посты и назначения им послов федерального правительства, а также полномочия ратифицировать все договора двумя третями голосов. В обоих случаях, если Сенат голосует против, сводятся на нет действия исполнительной власти.

    В случае применения процедуры привлечения  к ответственности высших гражданских должностных лиц Палата представителей имеет исключительное право выдвигать обвинения в недостойном поведении, что может привести к слушанию дела Сенатом в порядке импичмента. Сенат имеет исключительное право рассмотрения дел в порядке импичмента и признания должностных лиц виновными или невиновными. Признание того или иного должностного лица федерального правительства виновным влечет за собой его снятие с государственной должности.

 

    Широкие полномочия Конгресса в целом  изложены в Статье I Конституции США. Конгресс имеет право:

  1. устанавливать и взимать налоги;
  2. занимать деньги в кредит Соединенных Штатов;
  3. регулировать торговлю между отдельными штатами и с иностранными государствами;
  4. устанавливать повсеместно единообразные правила натурализации иностранных граждан;
  5. чеканить монету, регулировать ее ценность и предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов;
  6. устанавливать единицы весов и мер;
  7. принимать единообразные законыпо вопросу о банкротствах;
  8. создавать почтовые службы и почтовые пути;
  9. закреплять за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;
  10. учреждать систему федеральных судов;
  11. карать акты пиратства;
  12. объявлять войну;
  13. формировать и обеспечивать армии;
  14. создавать и содержать военно-морской флот;
  15. предусматривать меры по призыву милиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;
  16. издавать все законы для правительства Соединенных Штатов (Вашингтон, Федеральный округ Колумбия);
  17. издавать все законы, необходимые для обеспечения соблюдения Конституции США.

    Жесткое разделение властей привело к  тому, что в США отсутствует  институт парламентской ответственности  правительства. В США ни одна из палат, ни конгресс в целом не могут вынудить президента уйти в отставку путем  неодобрения их политической или  экономической деятельности.

    Неответственность правительства и президента вовсе  не равнозначна безответственности. Палаты американского конгресс вправе ставить и решать вопрос об ответственности президента и иных должностных лиц в случае совершения ими деяния, квалифицированных в качестве тяжких правонарушений или посягательств на конституцию. В этом случае применяется особая процедура привлечения к ответственности и принятия решения по существу известная под названием импичмента.

    Конгресс  США - один из важнейших элементов триады разделения властей. Обладая законодательной властью, он может оказывать действенное влияние на политику и акции президента, и даже, в исключительных случаях, призывать его к ответу. Исполнительная власть просто обязана всегда искать пути сотрудничества с конгрессом, так как для реализаций своих целей правительству деньги приходится просить у конгресса. Вместе с тем при наличие сильного “конгресса” в современном государственном механизме пальма первенства принадлежит государству.

    Президент. Согласно американской Конституции, “исполнительная власть осуществляется президентом Соединенных Штатов Америки”. Президент занимает высшее место в системе государственных органов США. Он глава государства и единоличный носитель исполнительной власти, глава вооруженных сил и высший руководитель федерального административного аппарата. Ему принадлежат широкие указные права и целый ряд других прав и привилегий.

    Обеспечением  независимости исполнительной власти, носителем которой является президент, служит особый порядок его избрания. Пост главы государства в США замещается путем всеобщих выборов, участие в этом процессе конгресса может быть связано только с особыми, из ряда вон выходящими обстоятельствами.

    Президентские выборы в США всегда проводятся в  заранее обусловленный день - в первый Вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. Это позволяет избежать специального назначения даты выборов со стороны каких-либо органов и в тоже время весьма точно определяет срок президентских полномочий - четыре года.

    Общие условия участия избирателей  в голосование те же, что и при  парламентских выборах. Однако процедура проведения голосования и определения результатов иная.

    В случае замещения главы государства  пост президента США занимает вице-президент, который становится полноправным главой государства без всяких ограничений на весь период до истечения срока полномочий ушедшего президента и проведения новых очередных выборов.

    Целям предотвращения власти президента служит ограничения возможности переизбрания одного лица на пост главы государства двумя сроками.

    Президент США обладает большими полномочиями. И за два столетия существования этого поста власть президента не только не ослабела, а наоборот только расширилась. За годы существования института президентства президенту было делегировано несколько сот внеконституционных полномочий. По характеру осуществления их можно подразделить на несколько групп.

    В первую группу входят полномочия, связанные  с верховным представительством страны. Президент - высшее должностное лицо страны. Он представляет государство во всех актах внутриполитической и международной жизни. При осуществлении своих внешнеполитических акций президент не нуждается в особом уполномочии.

    Вторую  и наиболее важную группу составляют полномочия президента США по управлению страной. Президент возглавляет весь федеральный государственный аппарат, включающий в себя, как гражданскую службу, так и вооруженные силы.

    Президент США является единоличной главой исполнительной власти, все министры, назначаемые президентом “с совета и согласия сената”, являются исключительно советниками президента. Кабинет министров созывается по личному желанию президента и все вопросы на повестку дня ставит тоже он. Никакой специальной компетенции или вопросов, относимых к ведению кабинета, ни Конституцией, ни федеральными законами не предусмотрено.

    Президент США производит назначения на высшие военные и гражданские должности. Однако такого рода назначения должны иметь место “с совета и согласия сената”.

    Особую  группу образуют военные и внешнеполитические полномочия президента. Он верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. В этом своем качестве он располагает весьма важными полномочиями, которые выходят за рамки, очерченные Конституцией.

    Президент США остается руководителем внешней политики Американского государства. Правда, важнейшие дипломатические назначения требуют согласия сената. Подлежат также ратификации со стороны сената и международные договоры.

    Конечно, отмечая исключительную важную роль президента в управлении страной, не следует видеть в нем всесильного правителя. Президент обязан действовать на основе и в рамках закона. Конгресс обладает большими возможностями для того, чтобы заблокировать неугодную ему президентскую программу или инициативу. Любая попытка президента выйти за рамки действующего права может быть пресечена судебными органами, обладающими правом конституционного надзора. Система сдержек и противовесов работает достаточно эффективно.

    Строго  действуя принципу разделения властей, создатели Конституции не наделили президента США ни законодательной, ни судебной властью. Но закладывая основы механизма сдержек и противовеса, они предусмотрели и соответствующие полномочия у главы государства. Он обладает правом отлагательного вета. Предоставив право президенту назначать судей и смягчать наказания, Конституция создает гарантию против произвола судей.

    Сама  по себе президентская республика не есть гарантия от бед и злоключений. Присущее этой форме правления жесткое  разделение властей срабатывает далеко не при всех условиях. Вот почему эта форма правления получила сравнительно неширокое распространение и практически не встречается в странах Западной Европы, в которых по прежнему доминируют различные варианты парламентских форм правления.[5]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Системы государственных  органов во Франции

    Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена (кроме округов) считаются территориальными коллективами, т.е. в них имеются выборные органы управления.

    В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (всего26 региона) избирается региональный совет. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

    В департаментах (их 96) избирается генеральный  совет на шесть лет по мажоритарной системе. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета. Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями.

    Наряду  с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники - представители государства. В регионе это региональный префект. В департаменте - префект департамента. В округе - супрефект. [6]

    ПРЕЗИДЕНТ. Центральное место в системе государственных органов Франции отведено президенту республики. Полномочия президента касаются самых важных сторон государственной жизни. Он глава государства. Он осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни. Он обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства. Он гарант национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Он возглавляет вооруженные силы страны. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентарной ответственности.

    Специфика положения президента в о Франции  состоит в том, что в силу своих  полномочий он как бы участвует в  функционирование каждой из ветвей власти. И в то же время ни одну из них нельзя отождествлять с президентом или исключительно с президентом.

    С 1962 года президент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент избирается сроком на 7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не предусмотрено. Во Франции отсутствует пост вице-президента. В случае вакансии поста главы государства его обязанности временно исполняет председатель сената - верхней палаты парламента. Исполняющий обязанности несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, в чатности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание или проводить пересмотр Конституции.

    Президент республики наделен обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть - совместно с другими государственными органами.

    Наиболее  существенные права президента.

    Это, прежде всего, назначение премьер-министра.

    Президент обладает правом досрочного роспуска Национального собрания - нижней палаты парламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-министра и председателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер. Решение принимает президент.

    Президент возглавляет вооруженные силы. Он председательствует в советах и  в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну в международных отношениях. Он ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

    Президент республики может по собственной  инициативе ввести в действие механизм ст. 16 Конституции, предусматривающих  использования чрезвычайных полномочий. В этом случае президент обязан запросить мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета. (Этот механизм несколько раз использовал только генерал де Голль. В настоящее время все чаще идут разговоры об его отмене.

Информация о работе Система государственных органов в россии и за рубежом